НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

 

Глобальная информатизация общества – объективный процесс. Она становится стержнем научно-технического, экономического и социального развития всех стран (конечно, не в одинаковой мере), играет все большую роль в решении ими оборонных задач. Об этом достаточно обстоятельно говорилось в докладах, но речь шла по преимуществу о носителях информации, информационных системах с использованием разнообразных средств, в том числе и космических. Что же касается содержательного аспекта информатизации, то он оказался в тени. Но так не должно быть. Информатизация – это не просто научно-технический процесс, а явление историческое, глубоко социальное, значение которого еще только осмысливается. Информатизация общества меняет его качественно не только в техническом отношении, но и главным образом, в социальном и духовном во всех его аспектах.  Ибо информация – это прежде всего знания, сведения о чем-либо, познания в какой-либо области, отчужденные от их носителя – субъекта в результате передачи другим людям или выраженные в какой-либо информационно-знаковой форме, или хранится в письменных (печатных) источниках и технических устройствах. А знание, как известно, это сила и потому можно согласиться с писателем Фр. Форсайтом, который заметил: “Информация означает власть. Знание того, что происходит, и, что более важно, того, что произойдет, дает человеку больше власти, чем политическая должность и даже деньги” [1].

Отсюда следует, что от темпов информатизации общества, ее характера, а главное от содержания информации в этом процессе зависит и безопасность человека, общества и государства. Недавняя история нашей страны дает тому убедительное подтверждение.

Информационная война, которую вели Соединенные Штаты (и не только они) против Советского Союза в годы холодной войны, умело используя при этом внутри него определенных людей, которых иногда называют агентами влияния, находившихся в различных учреждениях и организациях – государственных, партийных, научных, культурных, – вошла в число причин распада Советского Союза. Посредством фальсификации истории нашей страны, восхваления западного, прежде всего американского, образа жизни в радиопередачах, кинофильмах и т.п., они возбуждали в людях неприязнь к советскому строю, ненависть к народам, руководству страны, растлевали сознание населения, особенно молодежи. И в этом им помогали многие представители нашей интеллигенции. В этом откровенно признался А. Ципко. Он писал: “... мы думали о грядущем тотальном кризисе и распаде социалистической системы чаще и больше, чем о средствах и путях ее оздоровления... Нашими мыслями прежде всего двигала магия революции, инстинктивное желание реставрации докоммунистической системы и докоммунистических порядков...” [2]. Исторические события последнего десятилетия ХХ века показали, что и эта информационная борьба с советской системой вошла в число причин распада СССР и, по признанию того же А. Ципко, “... привела к разрушению первичных условий жизни миллионов людей, к моральной и физической деградации значительной части нашего переходного общества” [2].

Не будет преувеличением сказать, что духовная сфера российского общества, в том числе и ее информационная составляющая, находится в кризисном состоянии. Оценки прошлого и настоящего не только различны, но порой прямо противоположны; в состоянии противоборства находятся идеи и взгляды на перспективы развития России, на ее место и роль в мировом сообществе; идет явная и скрытая борьба различных социальных сил за умы и души людей по коренным мировоззренческим, нравственно-этическим, эстетическим и другим жизненно важным проблемам, от хода и исхода которых во многом зависят судьбы России.

Информационная война против нашей страны, ее народов не только не прекратилась, но в известном смысле усилилась, приобрела новые формы и техническую оснащенность. Она угрожает безопасности личности, общества и государства, всем сферам национальной безопасности России. Об этом обстоятельно говорится в новой Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, недавно принятой нашим государством.

В современной информационной войне, ведущейся против нашей страны, участвуют как внешние силы, так и внутренние. Преследуя опасные для России цели, они в полной мере используют современные электронно-технические средства и способы хранения, переработки, востребования и распространения информации, которая прививает населению России чувство национальной униженности и вины за свое прошлое; навязывает западный, в первую очередь американский, образ жизни, демократии и т.п., но всячески дискредитирует исторический путь развития самой России, особенно советский период; культивирует безнравственность, пошлость, насилие и секс; формирует в сознании российских людей разрушительные, деструктивные психологические программы жизнедеятельности; под флагом возрождения России навязывает обществу вместо науки, научного знания различного рода религиозные верования, предрассудки, знахарство, оккультизм, предсказания и т.п.; в светском государстве, каким является Россия, в сознание людей внедряется мысль о превращении православия в государственную идеологию.

В информационной, психологической войне против нашей страны особое место занимает военная тематика – историческая и современная. Она используется для того, чтобы духовной жизни общества придать ярковыраженные черты антиисторизма и антипатриотизма. Это не случайно, ибо военные подвиги народов России, ратные дела ее народов по защите страны от иноземных захватчиков с Востока, Запада и Юга в ее истории всегда были структурообразующими.  Память об этих подвигах и ратном деле вечно жива в истории всех народов нашей многонациональной страны, в науке, искусстве. Военные подвиги, особенно такие, как победа над тевтонскими завоевателями на льду Чудского озера под предводительством Александра Невского, на Куликовом поле над татаро-монголами, под Полтавой над шведами, в Отечественной войне 1812 г. над полчищами Наполеона и, конечно, великая победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. создали славу русскому оружию, вошли в историю нашей страны как великие исторические победы, без которых наша история, да и история всего человечества, были бы иными. Они являются неотъемлемой и весьма существенной частью отечественной истории. С ними связаны упрочение российского государства, образование и расширение Российской империи, ее влияние на ход всемирной истории, а в ХХ веке превращение советского государства в одну из ведущих держав мира.

Великие исторические события, ознаменованные ратными делами воинов нашего Отечества, его военными победами, прочно вошли в историческое сознание народов России, стали важнейшим элементом их исторической памяти, как бы ни мешали этому разного рода смуты, идеолого-политические кризисы, нередко потрясавшие Россию. Об этом убедительно свидетельствуют факты последних лет уходящего в историю ХХ века.

С настойчивостью, достойной лучшего применения, внешние и внутренние недруги России распространяют различные домыслы, сомнительные факты, а то и просто ложь о военной истории нашей страны, особенно о такой ее странице, как Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Используя в этих целях различные жанры и формы информации, они стремятся отравить историческое сознание народов России и таким путем ослабить ее, сделать уязвимой, беспомощной, чтобы легче было грабить и унижать Россию.

В последнее время наши средства массовой информации, особенно электронные, тиражируют различные материалы, чтобы доказать, что не фашистская Германия была агрессором и напала на нашу страну, а Советский Союз готовил нападение на Германию, а последняя была вынуждена начать превентивную войну. В этих целях даже в школьных учебниках т.н. пакт “Молотова-Риббентропа” 1939 г. характеризуется преступным, а оборонные мероприятия, проводившиеся накануне войны Советским Союзом, считаются неоправданными. Как будто не было Мюнхенского сговора западных стран с Гитлером, после чего Европа оказалась под властью нацистской Германии, и не было желания западных стран, США направить агрессора на Восток – в сторону СССР. И здесь ударной силой фальсификаторов истории выступает предатель Резун (Суворов), измышления которого постоянно тиражируются в нашей стране.

В информационной войне против нашего народа широко используется проблема жертв нашего народа в ходе войны. Она подается в одном ключе: как много мы потеряли. В публикациях, школьных учебниках,  кинофильмах официальные данные обычно не приводятся, а называются т.н. расчетные. А если наши потери сравниваются с потерями противника, то делается это так: называются 27 млн. общих потерь Советского Союза, куда в основном входят потери мирного населения, сознательно уничтоженного гитлеровцами во время войны, а у Германии учитываются лишь военные потери на фронте и после этого говорится о “слишком высокой цене победы”. Такой подход к “оценке” победы неисторичен и не является нравственным.

В информационной войне постоянно присутствуют попытки представить Победу, одержанную Советским Союзом, как достигнутую вопреки существовавшему в СССР общественному строю, но благодаря “генералу Морозу”, пространствам России и бездорожью, неисчислимости людских ресурсов СССР, помощи союзников – США и Англии, т.е. тем обстоятельствам, на которые указывали гитлеровские генералы, оправдывая поражение германских войск от Красной Армии. Таким путем многие “исследователи” истории Отечественной войны принижают военный подвиг советских солдат и полководцев, талант и мастерство инженеров и организаторов производства, героизм и стойкость народа в целом, ибо отделить коммунистическую составляющую от русской национальной в наших неудачах, поражениях, успехах и победах практически невозможно.

Принижая Великую Победу Советского Союза над фашизмом, некоторые фальсификаторы – оруженосцы информационной войны рассуждают так, как в свое время рассуждал лакей Смердяков в романе Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”. В разговоре с Марьей Кондратьевной он говорил: “В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с”. Но вот не задумываются, очевидно, последователи Смердякова о том, какие же порядки установил бы германский фашизм в случае победы. Но человечество знает о фашистском “новом порядке” и потому осудило его морально, а Нюрнбергский трибунал покарал преступников.

В информационной войне, одновременно с нападками на историю Великой Отечественной войны, идет настойчивое внедрение образов и понятий, принижающих и оскорбляющих чувства вооруженных защитников нашей Родины. Слово “патриот” стало чуть ли не ругательством. Непоколебимый, еще недавно высокий престиж Вооруженных Сил России упал отчасти потому, что искаженно освещается роль Красной Армии в минувшей войне, и не только недругами, но даже отдельными журналистами, немало сделавшими для патриотического воспитания народа, особенно молодежи. Так, журналист Кавад Раш оскорбил Советскую Армию, назвав ее “бетонно-атеистической” [3]. Видимо, ему невдомек, что эта армия разгромила немецко-фашистскую, в составе которой были войска СС, девизом которых были слова “С нами Бог!”.

Информационная война продолжается. Ее организаторам все еще кажется, что им удастся вычеркнуть из исторической памяти нашего народа его военное прошлое, особенно советский период. Но этого не произошло да и, по большому счету, не могло произойти. Социологические исследования, изложенные Ж.Т. Тощенко на страницах журнала “Новая и новейшая история”, свидетельствуют, что историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну как символ для всего народа, а ее итоги и последствия как выдающиеся в истории нашего Отечества и во всемирной истории. Так оценивают этот факт 70% юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82% людей старше 50 лет. Это означает, что опыт в оценке старшего поколения трансформировался и приобрел символическую значимость и для последующих поколений[4].

В основе такой оценки лежат объективные и субъективные обстоятельства. Здесь и история каждой семьи, неразрывно связанная с историей Великой Отечественной войны; и послевоенная история страны в целом, ибо каждый из ныне живущих так или иначе ощущает на себе последствия войны и победы над фашизмом, которая была и остается днем нашей гордости и скорби; и осознанное и интуитивное признание победы в Великой Отечественной войне над фашизмом как фактора величия Отечества, с одной стороны, и фактора, определившего содержание и направленность всемирной истории, – с другой.

Это определяющее и главное, почему народы России в своем подавляющем большинстве воспротивились попыткам фальсифицировать историю Великой Отечественной войны, мужество, героизм и патриотизм советского народа как творца победы над фашизмом. Они против пересмотра исторического значения таких событий минувшей войны, как Московская, Сталинградская, Курская и Берлинская битвы, как героическая оборона Ленинграда, Крымская эпопея, борьба партизан в тылу врага, против дегероизации подвигов Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других, против тех, кто ради сенсации, денег и других корыстных интересов пытается принизить величие народа в борьбе с фашизмом и победе над ним. Память о Великой Отечественной войне стала надежным щитом для национального самосознания России от всякого рода попыток унизить историю страны, национальное достоинство и тем самым достоинство каждого патриота Отечества. Более того, историческая память о Великой Отечественной войне, победе над фашизмом выступает структурообразующим элементом духовного настроя народа, фактором его сплочения и мобилизации на преодоление имеющихся недостатков в жизни, на решение стоящих перед ним экономических, социальных и политических задач. И, конечно, фактором формирования и укрепления оборонного сознания, которому, к сожалению, в последние годы уделялось крайне мало внимания.

В формировании высокого уровня исторического сознания и исторической памяти о ратных делах и военных победах России и ее воинов огромная роль принадлежит самой исторической действительности – драматической и героической. Но большая заслуга в этом принадлежит литературе, искусству, кино, средствам массовой информации – в первую очередь телевидению, всей системе образования, особенно циклу естественных и общественных наук. В ряду последних исключительную роль играют отечественная военно-историческая наука и военно-исторические научные учреждения и общественные организации.

Литература:

1.               Форсайт Ф. Переговоры//Форсайт Ф. Соч. в 4-х т. М., 1994. с. 385.

2.               Независимая газета. 17.05.2000. с. 16.

3.               Завтра. 2000. №4.

4.               Новая и новейшая история. 2000. №4. с. 3-14.

 

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТО В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

9 октября 2000 г. была утверждена Доктрина информационной безопасности России. Данный документ закладывает основы для последующего создания различных стратегий, призванных обеспечивать информационные интересы России, включая интересы во внешней политике Российской Федерации в условиях глобализации международных отношений.

Необходимость принятия Доктрины информационной безопасности давно назрела, поскольку современное состояние международных отношений стало во многом зависеть и определяться глобальными информационными процессами. На рубеже XXI в. успех любого государства на международной арене зависит ни только от военного и экономического уровня, но и от информационных возможностей страны. Поэтому в Доктрине информационной безопасности России отмечается важность развития отечественного информационного потенциала на международной арене. Среди составляющих национальных интересов Российской Федерации выделяются следующие положения: Информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.1 Реализации данных интересов могут препятствовать как внешние угрозы, так и внутренние. К внутренним препятствиям необходимо отнести недостаточную активность соответствующих органов управления в проведении информационной политики за пределами своей территории, а также плохую техническую и финансовую обеспеченность данного направления внешнеполитической деятельности. К внешним угрозам могут быть отнесены действия иностранных государств, международных организаций, имеющих намерения, расходящиеся с интересами России, а также отсутствие правильных представлений о позиции Российской Федерации, что может вызывать определенные опасения. Однако к наибольшим угрозам реализации внешних интересов России необходимо отнести слабую работу государственных органов с общественным мнением как в самой Российской Федерации, так и за ее пределами. Данное направление представляется наиболее важным, поскольку в последние годы усиливается информационное воздействие иностранных источников информации, что связано с процессами глобализации информационных потоков.

Наиболее остро данная проблема проявилась во время натовской операции в Косово и российской антитеррористической операции в Чечне. Не имея собственных средств массовой информации, НАТО смогла получить поддержку мировой общественности и довольно успешно осуществить широкомасштабную операцию на Балканах. Если политические результаты и предпосылки воздушной компании НАТО могут вызвать определенные сомнения, то информационную компанию следует признать чрезвычайно эффективной.

Информационная подготовка к операции проводилась задолго до начала боевых действий. Политические лидеры стран НАТО активно работали с общественным мнением, актуализируя проблему и ведя поиск решений. Одним из главных успехов информационных технологов НАТО явилось формулирование основных условий прекращения боевых действий. На пресс-конференциях и выступлениях официальных лиц НАТО и представителей стран Альянса постоянно повторялись вышеупомянутые условия. Тем самым, мировой общественности были даны четкие представления о целях и будущих результатах действий Альянса. Фактически, данные принципы были реализованы на 99%.

Последнее десятилетие информационная политика НАТО носит ярко выраженный глобальный характер. В Альянсе придерживаются такого принципа, когда мировые информационные агентства комментируют информацию из штаб-квартиры НАТО, а не интерпретируют информационные события собственными силами. В наиболее заметной форме это проявлялось во время военных операций с участием сил Альянса. Ежедневно во время проведения косовской компании подготавливались пресс-релизы, собирались пресс-конференции, где детально рассказывалось о действиях НАТО и давались ответы на любые вопросы журналистов. Это позволило создать единое информационное представление об операции и избежать ненужных толкований тех или иных событий. Любой человек из любой точки мира мог получить через Интернет или информационные агентства всеобъемлющую информацию о ходе боевых действий и протекании политического процесса, связанного с балканским кризисом.2 Информационное освещение было столь плотным, что попытки России довести до мировой общественности свой взгляд на кризис тонули в комментариях специалистов НАТО. Лишь открытое письмо Специального Представителя Президента РФ на Балканах В.С. Черномырдина, опубликованное в газете Washington Post, произвело краткосрочный, но весьма действенный эффект, после чего Россию стали более внимательно слушать.3

Столь же активной информационной политики НАТО придерживается и в мирное время. Одной из самых действенных акций стала программа Партнерство ради мира, участниками которой являются более 40 государств. Многие из них пытаются таким образом получить возможность последующего вступления в Альянс в качестве полноправных членов. НАТО получает возможность расширить свое влияние и упрочить стабильность в регионах, прилегающих к зоне ее ответственности. Побочными эффектами можно считать расширение экономического сотрудничества между участниками и увеличение военных поставок из стран Альянса. Кроме того, через данную программу НАТО выполняет положения статьи Вашингтонского договора 1949 г., в которой говорится следующее: Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждятся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния.4 Таким образом, основы активной информационной политики НАТО были заложены в самом начале формирования Альянса.

Оказавшись в ситуации глобального информационного давления Россия испытывала вполне оправданные трудности, реализуя свои внешнеполитические интересы. Тем не менее, многие уроки информационного взаимодействия с НАТО были учтены и проанализированы. Первыми, кто взял на вооружение информационные технологии Альянса, были российские военные. Во многом успехи операции в Чечне связаны с информационными мероприятиями. Заметно активней данная тематика обсуждается в обществе, каждый желающий может получить доступ, если не ко всей информации, то к значительной ее части. Постоянное общение командования с журналистами, работа Федерального информационного центра и обсуждение во властных структурах позволили обеспечить внутреннюю поддержку действиям властей. Иная картина наблюдается в информационном обеспечении за пределами России.

Испытывая беспрецедентное давление, некоторые властные структуры Российской Федерации оказались не готовы к жесткому отстаиванию национальных интересов на мировой арене. Отсутствие официальных комментариев и заявлений создает возможность для представителей международных организаций и СМИ высказывать суждения, основанные на вторичных фактах и дезинформации.

Понимание данной проблемы постепенно меняет облик информационной политики России на глобальном уровне. Активные действия высшего руководства РФ на международной арене приносят свои плоды. От жесткого противостояния усилиям России международная общественность начинает глубже понимать суть решаемых Россией задач. Фактически, руководству России удалось вывести страну из состояния пассивной изоляции.

Таким образом, события последнего десятилетия показывают, что от активных действий на глобальном информационном поле зависит успех любого государства или международной организации. Действия внутри государства или на международном уровне становятся предметом рассмотрения и обсуждения мировой общественностью. Попытки скрыть какую-либо информацию от граждан своей страны или мировых СМИ приводят только к потере своих позиций и искажению фактов. Умалчивание заставляет общественность предполагать, что действия направлены не на его благо, а преследуют тайные интересы какой-либо из сторон.

В НАТО отдают отчет в том, что поддержка своей общественности является частью успешной реализации тех или иных действий. Более того, поскольку Альянс существует в рамках усиливающейся международной взаимозависимости, в штаб-квартире уделяют самое серьезное внимание каждой возможности для проведения своей информационной политики в глобальном масштабе как на государственном, так и на общественном и частном уровнях.

Для успешной реализации Россией своих внешнеполитических интересов требуется самое серьезное отношение к информационной сфере. Доктрина информационной безопасности является первым основополагающим документом, который позволит проводить более слаженную и четкую информационную политику на мировой арене. Тем не менее, следующие шаги не будут так легки, как этого хотелось бы. Информационная политика в условиях глобализации требует согласованных действий от всех органов власти и наличия консенсуса внутри общества. В России еще сохраняются тенденции к умалчиванию и скрытной деятельности, что самым серьезным образом сказывается на эффективности информационной политики государства. Первым и основным шагом для будущей успешной внешнеполитической деятельности России должно стать понимание того, что успех на мировой арене зиждется на общественной поддержке своего народа. Дальнейшие шаги не являются сверхсложными. Необходимо иметь четкую позицию и решимость ее отстаивать в любой самой сложной ситуации при крайне негативном информационном противоборстве. Учет вышеуказанных факторов и внимательный анализ успешных действий международных организаций позволит России в самое ближайшее время без дополнительных финансовых затрат значительно усилить свои позиции в едином мировом информационном пространстве. 


 

2 См. Об операции НАТО в Косово: http://www.nato.int/kosovo, а также последнюю информацию: http://www.kforonline.com

 3 Bombs Rule Out Talk of Peace // By Viktor Chernomyrdin, Russian Envoy to Yugoslavia. Thursday, May 27, 1999; Page A13 New York Times.

 4 http://www.nato.int/docu/other/ru/treaty.htm

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становятся решающими в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственное принуждение. Особую значимость средства массовой информации приобретают в современных условиях, когда происходит революционный скачок в информационной сфере, и создается новая информационная ситуация. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политической  значимой информации являются средства массовой информации. Именно средства массовой информации являются одним из определяющих факторов в формировании общественного мнения, общественного сознания и общественного поведения людей.

Добываемая и передаваемая масс-медиа информация  включает не только беспристрастное освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. Средства массовой информации обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят от способа их восприятия реципиентами.

В реальной жизни средства массовой информации достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы.

Оценки растущего влияния средств массовой информации на общество прямо противоположны. Например, О. Тоффлер усматривает реальное движение к гетерогенному, личностному, антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству, способному решить наиболее острые сегодняшние конфликты. Другие мыслители говорят о разрушении воздействия на личность и культуру масс-медиа и оценивают возрастающую роль информационной власти не так оптимистично. Средства массовой информации, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого информационного курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, но те же масс-медиа могут способствовать росту социальной напряженности.

Новая информационная эра базируется на интеллектуальной технологии, что позволяет нам говорить о новом принципе общественной организации и социальных перемен. От человека, живущего в эпоху информатизации, требуется повышение его интеллектуального и гуманистического потенциала. Необходимая переквалификация, связанная с развитием научно-технического прогресса, затрагивает все сферы профессиональной жизнедеятельности общества.

Информатизация  человечества вносит как положительные изменения, так и деструктивные: широкое поле для развития военной техники и оружия массового уничтожения, появление одномерного человека как продукта массовой культуры.

Общеизвестно, что средства массовой информации обладают большой силой эмоционально-психологического воздействия на общественное сознание и поведение. От того, какие социальные идеи, ценности и установки пытается прививать, пропагандировать и даже насаждать пресса, во многом зависит умонастроение в обществе. Особенно важно в современных условиях, выступает ли она за приоритет толерантности и мирных, ненасильственных методов решений социальных противоречий (переговоры, диалог, достижение консенсуса) или же призывает отдать предпочтение насильственным, волевым методам урегулирования споров и социальных проблем.

Средства массовой информации на сегодняшний день обладают широкими возможностями для манипуляции сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. Информационный фактор (отстаивание своих научных интересов, целей и ценностей) в конце ХХ в. стал важнейшим в системе обеспечения национальной безопасности любого государства мира.

Информационные технологии проникают в большинство сфер социальной действительности российского общества. Информационное пространство, которое не подвержено внутренним и внешним деформациям, приводит к формированию безопасной для общества информационно-психологической среды, что означает психологическую безопасность населения.

Можно выделить наиболее важные проблемы информационно-психологической безопасности:

1.         Государство с помощью публичного права должно обеспечить предотвращение наиболее общественно опасных деяний в этой области. Необходимо осуществить правовую защиту личности и государства, не допускать дискредитации власти, в связи с чем необходимо создание соответствующих общественных институтов.

2.         Совершенствование систем массовой информации как способа влияния на индивидуальное, групповое и массовое сознание является не менее важной проблемой в сфере информационно-психологической безопасности, а именно, с одной стороны, отсутствуют средства воздействия самого общества на средства массовой информации в интересах защиты нравственности, психического здоровья, с другой стороны – осуществляется контроль за органами государственной власти открытых информационных ресурсов, обеспечивающих возможность получения достоверной и независимой информации. В связи с этим возникает проблема неравномерной обеспеченности информации различных слоев общества.

3.         Важным является создание комплексов методик и средств повышения устойчивости психики индивидов к негативным информационным воздействиям. Данные психологические тренинги должны осуществляться так же и непосредственно по каналам массовой информации.

4.         Нужна система подготовки кадров для проведения экспертиз, осуществления конкретных мероприятий по формированию необходимого нормативно-правового и технологического обеспечения.

Таким образом, технологическая составляющая системы информационной безопасности обеспечивает возможность свободного обмена информацией между гражданами, членами групп и групповых ассоциаций и предотвращения противоправного информационного воздействия на них. Данная система должна обеспечивать своевременное  оповещение  о возникающих угрозах, информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, оценку возможного нанесенного ущерба этой безопасности и организацию противодействия этим угрозам.

Следовательно, обеспечение информационно-психологической безопасности Российской Федерации является сложной и актуальной проблемой, от решения которой зависит не только информационная безопасность страны, но и национальная безопасность в целом.

 

ФЕТИШИ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

И ЖИВАЯ ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА

 

Современное состояние экософии Живого Знания, Живой Логики Творчества позволяет осуществить адекватную социальную рефлексию поднятых в рамках заседания Круглого стола Глобальная информатизация и социально-гуманитарные проблемы безопасности человека, общества и культуры вопросов и задач с позиции современной социологии культуры и духовной жизни. Обнаруженным в ряде исследований и озвученным на конференции факторам глобальной информационной опасности Живая Логика Творчества готова противостоять на поле противника и по его правилам.

Каждая попытка преобразовать общественное устройство от  социальных форм войны всех против всех Гоббса и до идеальных конструкций просвещенного разума вызывала разного рода противодействия, не всегда не обоснованные.

Жажда стабильности любой ценой, хотя бы и ценой самого никчемного существования, яростно сопротивлялась любым новациям и усовершенствованиям в науке и культуре. Переход от третирования проектов преобразования общества к страху перед перспективой их претворения в жизнь был законченно сформулирован Н.А. Бердяевым: Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления? Овечка Долли – венец современных генетических модификаций и шок для обыденного сознания - настоятельно требует развитого понимания происходящих в науке процессов и адаптации к ним. А в силах ли когнитивные науки предоставить широкой общественности устроившее бы всех объяснение нового мира, да еще в то время когда изменение мира незаметно произошло?

Н.Багдасарьян (1998) наиболее четко характеризует детище глобальной информатизации - виртуальную реальность как мир на выбор и без запретов. Господство плюрализма как нельзя лучше совпадает с комбинаторикой возможностей, внезапно поспешивших обнаружиться практически во всех явлениях современной жизни.

Средства массовой информации стали вынужденными посредниками между особой виртуально реальностью массового сознания, (сформированной до глобального проникновения в человеческую  культуру  виртуальной реальности  средств искусственного интеллекта) и шокирующими обстоятельствами современной действительности.

Укоренившаяся виртуальная реальность проявляется в массовом сознании, которое невосприимчиво к пониманию своей ложности и не позволяет представить себе иное бытие, и к тому же отягощено обнаруженным Г.Маркузе (1955), таким видом социального контроля, оппозиция которому невозможна, поскольку сам индивид воспроизводит, его же самого, репрессирующие потребности. Этому способствует товарная культура современного общества, которая наряду с товарами, удовлетворяющими  ложные  потребности,  содержит  также установки, духовные и эмоциональные привычки, стиль жизни.

В суете сует каждого дня можем ли мы отрешенно, логически осмыслить наглядную комбинаторику событий хотя бы на уровне нескончаемых сериалов, в которых каждое человеческое качество и поступки прокручиваются во всех, пока еще мыслимых вариантах? Аналитики масс-медиа все еще приглашают зрителей порефлексировать над неявно задаваемой комбинаторной информацией в фильме: сколькими поцелуями обменяются участники молодежного сериала, какими орудиями убийства еще не воспользовался тот или иной монстр, какими способами маньяк еще не кромсал тела своих жертв, какие катастрофы еще не обрушивались на милый сердцу зеленый уголок природы и т.д., обещая при этом призы.

В какой-то степени, люди должны быть благодарны современным попарацци за науку. Авангардное искусство, хэппининги, перфомэнсы, психоделика, компьютерные игры ежечасно пытаются развить человека, но в настоящее время все же должен быть оговорен предел. Иначе, до того как человечество искомо – комбинаторически поумнеет, оно, как бы в шутку или случайно может поиграть и с механизмами самоуничтожения. И тогда не останется на планете Земля от gomo, - даже сапиенса, - никого, кто смог бы объяснить прилетевшим гостям из иных миров высшую мудрость естественного интеллекта, попытавшегося уравняться в комбинаторических возможностях с искусственным.

Вердиктом нашего подхода является запрет на шутки с уничтожением планеты, на словах – не отрицаемым ни единым человеком, ни единым правительством Земли. Если не разжигать войны всех против всех - есть шанс не взлететь сообща на воздух. К тому же искусственный интеллект подарил нам экологически чистый, безвредный для существования флоры и фауны на Земле, подарок – компьютерные игры по интересам, где можно лично выразить неутомимому монстру виртуала свою неукротимую боевитость и находчивость, используя все виды оружия и стратегические находки лучших полководцев мира.

Социально-гуманитарным наукам в противовес глобальной информатизации предстоит отрефлексировать предельные основания тотальной комбинаторики, которая проникла во все сферы человеческого познания на волне плюралистической вседозволенности. Как пишет М.Хайдеггер: Новоевропейская механическая экономика в своей безусловной форме требует нового человечества, выходящего за пределы прежнего человека. Требуется человечество, которое в своей основе соразмерно уникальному существу новоевропейской техники и  ее метафизической истине, т.е. которое дает существу техники целиком владеть собою, чтобы так непосредственно самому направлять и использовать все технические процессы и возможности.

Кроме этого, Л.Уайт пишет о том, что компьютер и информационное пространство, в которое погружается человек, требует особой стратегии поведения, мышления и чувствования: заядлые компьютерщики должныуметь ходить меж миров, как это делают шаманы.

Чтобы самому направлять и использовать все технические возможности систем искусственного интеллекта человеку придется актуализировать неиспользованные ресурсы человеческого организма. Как пишет американский психиатр С.Гроф: Нагромождение трансперсональных элементов в нашем повседневном сознании и их осознание методами самопознания приводят к пониманию того, что привычные представления о реальности слишком узки, упрощены и поверхностны для объяснения ее многочисленных феноменов. Существование трансперсональных феноменов идет вразрез с фундаментальнейшими посылками и принципами механистической науки, которая не в силах объяснить телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, внетелесные восприятия, сенсорные путешествия в пространстве и времени и прочие паранормальные феномены. В этом плане стоит вспомнить, что многие великие ученые, совершившие революционные открытия в области физики - Альберт Энштейн, Нильс Бор, Эрвин Шредингер, Вернер Гейзенберг, Роберт Оппенгеймер, Дэвид Бом и другие вполне совмещали научное мышление с духовностью и мистическим мировоззрением.

Объединяя этическое и эстетическое видение мира трансценденталисты рассматривают человека в качестве полноправного представителя гармоничного и динамичного космического начала, наделенного неисчерпаемой духовной силой. Общие идеи трансцендентального или бессознательного восходят к учению о познании как воспоминании или анамнезисе. Анамнезис (воспоминание) – термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Примеры восприятий в необычном состоянии сознания подтверждают существование неощутимого интеллекта, осознающего себя и проникающего во все уровни реальности. Из этого следует, что высшим принципом существования и реальностью в последней инстанции является чистое сознание, не имеющее специфического содержания, значимости. Из этого сознания можно вывести все, что есть в космосе. Как бы играючи, оно осуществляет себя в исследованиях, приключениях, драме, искусстве и даже юморе, создавая бесконечные миры феноменов. Такой аспект реальности, конечно, лежит за пределами достигаемости методов точных наук, однако именно он может оказаться незаменимым для подлинного понимания универсума и его исчерпывающего описания, - пишет С.Гроф.

Трансцендентальная педагогика стара как мир, но лишь в последнее время для нее возникла настоятельная необходимость самоопределения. В обществе идет активная переоценка ценностей. Официальные структуры, не владеющие методом формирования нужного поведения людей до осознания ими производимого воздействия, терпят неудачу как профессионалы. Издревле несокрушимое воздействие на массы оказывали харизматические личности, способные увлечь и вести за собой. Так велика была сила оказываемого ими воздействия.

Достижение или программирование  поведения достигалось путем актуализации других уровней знания, чем те, которые передаются словами сложившегося национального языка. Вызывание необходимого поведения происходило прежде всего за счет доречевых физических действий (жест, пантомима) и психических движений (эмоции, чувства). Затем в эпоху позднего глоттагенеза речь взяла на себя архаичную функцию программирования поведения и в гораздо большей степени, чем сообщения информации. Суггестивное (внушающее) воздействие речи предполагает актуализацию других уровней значения, чем те, которые передаются словами сложившегося национального языка... субдоминантное порождение речи –возможно, основная функция шаманов - могло быть мощным фактором суггестии, объединяющим первобытный клан независимо от степени понимания этой речи рядовыми членами (Манин Ю.И., 1987).

С 1985 г. официальное разрешение получили множество направлений народной медицины, представители которой владели неординарными способностями воздействия на субдоминантную основу человеческого поведения. В 1993 г. эта мудрость веков, усилиями отечественного ученого д.м.н. Х.А. Аллаярова, обрела статус неотъемлемой и полноправной части общей практики, теории и истории медицины. Мировая наука обогатилась нетленным опытом народной мудрости.

Существенным критерием для заявления новой парадигмы является решение серьезных проблем определения нормы и патологии, перед которыми старая парадигма была бессильной. Индивидуальные искажения восприятия реальности характеризуются в традиционной психотерапии как неврозы, если конечно при этом человек не ставит под сомнение основополагающие постулаты картезианско-ньютоновского миропонимания. Серьезные отклонения от этих постулатов считаются психозами. Факты, получаемые в ходе современных исследований в области сознания, говорят о необходимости решительного пересмотра этих устоявшихся традиционных представлений. Новое определение душевного здоровья должно в качестве основного фактора содержать признание того, что человек, с одной стороны, является материальной единицей, существующей отдельно от других людей и вещей, а с другой стороны - являет собой потенциально безграничное поле сознания. Почему и необходим смелый творческий подход к особенностям проявления различных феноменов восприятии и своего рода эклектизм, чтобы не пытаться, как говорит С.Гроф засовывать своих клиентов в смирительную рубашку собственных любимых теорий и ориентаций.

Обучение под воздействием механизмов, расширяющих состояние обыденного сознания, является предметом трансцендентальной педагогики. Прямой путь погружения в трансцендентальное – это огромная область различных искусств, и в особенности, музыкального, с сопутствующими ему интуитивными прозрениями, экстазами, наитиями, вхождениями в образ и другими творческими находками. От этого возникают переживания, транс, экстаз, задумчиво-созерцательные и сноподобные состояния, одержимость, пьянящий восторг риска, чувство общности с другими людьми, причастность к святыне.

Расширенное состояние сознания и воображение являются наиболее осязаемыми ступеньками в таинственный мир психических феноменов. Здесь трансцендентальное напрямую пересекается с возможностями и современными открытиями в физической организации работы мозга и с формальными приемами, имитирующими человеческое мышление в виртуальной реальности – искусственным интеллектом.

Науками, изучающими человека: в медицине, психиатрии, парапсихологии, танатологии и др. собрано достаточно сведений для того, чтобы полностью и исчерпывающе описать человека как биологическую машину - материальный объект и как часть нематериального поля сознания, способного преодолевать рамки времени, пространства и линейной причинности. В воображении мы можем представить себя новорожденным или оплодотворенной клеткой нового организма, старцем, хранящим историю своего рода и поколения или именитым героем греческой мифологии, отбывающем наказание в теле современного нувориша.

Процесс управления такими переносами, естественными для воображения является отработанной техникой трансцендентальных методов: погружения, медитации, сумеречного сознания, концентрации и т.п. Для более точного наблюдения и осмысления подобных явлений ученые эниологи, пытающиеся объяснить трансцендентные феномены научными методами, создают специальные экспериментальные среды, инсценировки.

Шокирующие признания психиатра позволяют рационально переосмыслить многотысячелетний опыт культур Востока с их ориентацией на всеобщность гармоничного логико-смыслового единства человека с Живой природой. Современный техно-цивилизованный человек с невероятным напряжением всех своих сил и сил природы совершает то, что противоречит интересам его собственной жизни и тем более жизни природы, но лишь в структуре созданных им же предметных средств. Здесь уместен вывод Гегеля: результат (деятельности человека) есть функция не целей, но средств. В идеале, чтобы подчинить себе современные системы искусственного интеллекта и быть в ладу с собственным бессознательным нужен по-новому обученный человек.

Может быть, образование должно создать условия для развития просто человека: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности, и всех тех частей человека, которые мы еще не увидели, - пишет В.М. Розин (1990). Н.Багдасарьян описывает две возможные реакции государства на политику образования: плюралистическую, которая приводит к разнонаправленной деятельности преподавателей, не понимающих друг друга и несопоставимости знаний, полученных в структурах сходных профилей, и социологизированную, с присущими ей стереотипами мышления, оценки и действий, стандартизацией отношений.

Социотехника мироустройства ничем не рискует, разоблачая сакральные механизмы общественной регуляции. Может быть актуально именно сегодня ознакомить обладающую ложным мировоззрением, с которым невозможно бороться, так как оно само продуцирует репрессирующие человека возможности (Г.Маркузе), - широкую общественность с циркуляром от 31 декабря 1840 года, в котором министр Уваров взволнован тем, что при возрастающем повсюду стремлении к образованию, наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным этим стремлением к высшим предметам учения не поколебать порядок гражданских сословий, возбуждая в юных умах порыв кприобретению роскошных знаний (П.Милюков., 1992).

Сегодня проблема звучит по-другому: как обеспечить всех людей пониманием задач и возможностей современного социума (роскошными знаниями), чтобы обеспечить возможность сохранения на Земле человеческой цивилизации?

Каждый знает – кто завоюет молодежь, обладает будущим (К-Ясперс, 1931). Предпринимаются различные педагогические эксперименты. Одни обращаются назад и хотят передать в качестве абсолютного то, что для них самих уже не безусловно. Другие отвергают историческую традицию и занимаются воспитанием так, будто оно находится вне времени и состоит в обучении техническому умению, в приобретении реального знания и в умении ориентироваться в существующем мире.

В условиях социокультурного кризиса молодежь обретает ценность сама по себе. Как будто к молодежи предъявляется требование самим создать то, чем уже не владеют их учителя. Молодежь обретает фальшивый вес и вынуждена оказаться несостоятельной, ибо становление взрослого, ответственного  индивида возможно, только если он приобретает и интегрирует опыт на протяжении десятилетий и в строгости формируется посредством последовательности шагов. Как писал Герман Гессе во введении в Игру в бисер. Правила этой Игры игр устанавливаются только обычным, предписанным путем, на что уходят годы, и никому из посвященных не придет на ум облегчить процесс их усвоения.

Горькая правда лучше сладкой лжи, поэтому специально для молодежи нашей страны приводится нелицеприятная оценка неутешительной реальности сегодняшнего дня. Русская молодежь мало и плохо учится, и всякий, кто ее искренне любит, обязан ей постоянно говорить это в лицо, а не петь ей дифирамбы, не объяснять возвышенными мотивами социально-политического характера того, что сплошь и рядом объясняется слабой культурой ума и воли, нравственным разгильдяйством и привычкой к фразерству... Бурш пьянствует, глупо острит, безобразничает, но он не рядит своего пьяного веселья в яркие одежды мировой скорби. Перевертывая вывески и разбивая фонари, он и сознает, что буянит, а не думает, что протестует против современного строя, - пишет Об интеллигентной молодежи А.С. Изгоев(1991).

Главный наш ответ – повышение творческого потенциала нашей молодежи и интеллигенции с условием снятия предметного фетишизма, в том числе, и фетишизма Интернет. В религии фетишизм - поклонение материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишизм выступает как бы детская болезнь человечества, болезнь роста.

Фетиши глобальной информатизации проявляются в некритичной попытке переноса комбинаторических игр с человеческими смыслами из систем искусственного интеллекта в мир живых людей и живой природы.

В полной мере фетишистски-иррациональный характер современных политики, политологии (как и всей науки) можно будет понять, когда будет постигнута альтернатива им. Живая логика - по замыслу - и должна осуществить сближение жизни и творчества, отождествить их между собой, открыть в Жизни ее способность стать творимой Человеком, а ему в своем творчестве – способность значимо и даже решающим способом участвовать в самосозидании – саморазвитии – эволюции Жизни. Непосредственно интуитивная гармоничность искусства необходима всем формам жизни и творчества человека. В этом смысле все профессии в равной мере есть искусство. Логика для творчества – как дирижер в оркестре: он не управляет, а согласовывает частные процессы творчества в новое Живое целое, органичную гармоничную систему. Логика Творчества – это тоже Творчество, его специфика - созидание отношений гармоничного живого общения.

Если Живая Логика Творчества выступает как мощный инструмент философского и экосоциального осмысления действительности, то практической основой развития человека, мыслящего адекватно для усложняющейся действительности, является новая наука о понимании – Информационная герменевтика. Выражая общие идеи формализма, информационная герменевтика каксоциотехника умственной деятельности пронизывает содержание всех дисциплин, имеющих знаковую систему представления, и достигает обобщающего методологического уровня в современном миропонимании.

Наука о понимании – информационная герменевтика – ставит своей задачей подготовку мышления людей к пониманию механизмов мыслительных процессов, которые формализованы в системах  искусственного интеллекта как сложная  система формальных приемов, имитирующих мыслительную деятельность. Г.Фольмер (1988) утверждает, что сейчас не известна какая-либо сторона деятельности человеческого мозга, которую хотя бы теоретически, не могла воспроизвести универсальная машина Тьюринга или компьютер. Однако есть такие сайиентистские направления в науке, которые желали бы, как говорит Д.Патридж (1988): экстрагировать сапиенс без гомо, подобно вытягиванию улитки без раковины. При этом, - совсем не очевидно, могут ли они существовать друг без друга? Поэтому в прогнозировании учебных дисциплин будущего, стоило бы уделять внимание развитию природосообразных учебных технологий, даже в научных целях не отрывающих gomo от sapiens и наоборот.

В книге Мир в 2000 г. Х.Байнхауэр и Э.Шмакке еще в 1973 году пишут о том, что в условиях научно-технического прогресса, важное значение приобретают проблемы психологической подготовки масс к появлению нового, будь то средства транспорта и информации, новые виды промышленной продукции и медицинских препаратов и т.п. Человек должен быть подготовлен к будущему для того, чтобы с максимальным, полезным эффектом использовать его достижения. И главным для этого еще в начале прошлого века стала необходимость переломить нежелательные (попросту, устаревшие) мыслеформы и то заурядное мышление, которое являлось препятствием для духовного развития. На помощь пришло искусство. Осознанная тренировка восприятия непривычной музыкой, живописью, нетрадиционными зрелищными представлениями не только  развивает способность выдерживать эмоциональное напряжение, но и стимулирует эмоциональную подвижность. Как пишет Р.Арнхейм (1996): и язык и изображение как средства формального выражения нуждались в обновлении. Такое обновление принесло стилистическое совершенствование современного искусства и современной поэзии. К тому же, визуальные средства необходимо было обогатить новым содержанием, вновь повернув их к мысли.

С устаревшими мыслеформами и заурядным мышлением в прошлом веке по-своему боролись композиторы ультрамодернисты Стравинский, Шенберг, Булез, Ксенакис, Шнитке, Губайдулина и др. Своими шокирующими обыденное восприятие диссонансами и неравномерными ритмами они нарушали неподдающиеся гибкости мыслеформы и подготавливали разум человека для восприятия нового. Аналогично просматривается судьба других искусств, бесчисленные измы которых были предназначены как бы для того, чтобы помочь разуму не пропустить не единой возможности в построении и понимании бесчисленных творческих систем. И победа поступательного внедрения и усвоения новых художественных средств была бы не за горами, если бы не одно - Но... Это но заключается в анатомии и физиологии сенсорных систем человека и определяется их физическим ограничением, зашитостью.

Проблема возникает, когда эти Модернистские наскоки на красоту, - как пишут представители естественно-научных дисциплин Ф.Тернер, Э.Пёппель (1995), исследуя проблемы человеческих ценностей с позиции биологии, - вступают в противоречие с тем, как устроена наша нервная система и невольно перерастают в посягательство на нашу человеческую суть. Человеческий мозг требует определенности и тем самым пересиливает вероятностную, чуждую детерминизму природу большинства первичных элементарных архаических составляющих Вселенной.

Нейронная организация человеческого мозга помогает понять, как связаны нейробиологические основы восприятия и нормативные правила научных и эстетических суждений. Поскольку эти функции могут изменяться при поражении мозга, они должны зависеть от нейробиологических процессов. Вспомним далее о зрительных иллюзиях: одна и та же объективная действительность может восприниматься всеми наблюдателями с одним и тем же искажением. Это, очевидно, обусловлено какими-то нейронными механизмами, одинаковыми у всех людей.

Наше восприятие изначально искажено существующими на различных уровнях филогенетическими адаптациями. Они действуют на глубинном уровне физиологии сенсорных систем. На исходном уровне отдельных нейронов информация перерабатывается по-прокрустовки. Это означает, что человек сводит сигналы из окружающего мира к своим собственным категориям и воспринимает лишь то, что прямо отвечает на вопросы, которые он сам способен задать. Знакомые прокрустовские вопросы из квантовой физики навязывают действительности определенность и достоверность, которыми она исходно не обладает.

Такая настоятельная потребность в однозначности укоренена в наших нейронах. Поэтому можно сказать, что переработка информации в нашем мозгу детерминативна... нервная система создает сценарии, подлежащие проверке действительностью, энергично добивается их подтверждения и берется за мучительную работу по их перестройке, если они противоречат фактам. Нервная деятельность предсказательна. Она экстраполирует или изобретает различные схемы, которые позволяют ожидать вполне определенных событий в ближайшие мгновенья или в более отдаленном будущем и такого рода предсказания проверяются затем с помощью чувств. Склонность человека к прогностическим прикидкам настолько сильна, что составляет его отличительную особенность и определяет его расположенность к восприятию различных искусств.

Такая вот нейроанатомически и физиологически предопределенная узость установки познания, ее ярко выраженный прокрустовский вариант: если нечто – выше моего понимания – обрубить лишнее; если - ниже моего понимания – искусственно раздуть, - сочетается в априорных механизмах человеческого понимания с некоторыми оценками его свойств с позиции разработчиков систем искусственного интеллекта. По их просвещенному мнению, параметры, характеризующие информационные возможности человеческого мозга удручающе малы по современным электронным стандартам (Д.Мичи, 1987), к примеру число адресов, которое можно одновременно хранить в краткосрочной памяти равно, как известно – 7, (то есть, знаменитое 5 + 2 или 5 - 2). Этим довольствуется большинство людей, и лишь некоторые из них стараются развить свои неиспользованные природные ресурсы, узнать Как развить сверхмощную память, прочитав одноименную книгу Гарри Лорейна (1979). Аналогично обстоит дело и с развитием способности производить в уме арифметические действия с большими числами. Талант чудо-вычислителя заключается совсем не в способности к счету, а скорее в знаниях (Д.Мичи, 1987).

Но и развитая память (еще один миф познания) не решает проблем понимания и поумнения. Часто синонимом мудрости выступает способность человека к обладанию энциклопедическими знаниями. Чем лучше у ученика память, тем быстрее и больше знаний способен он получить. Однако есть еще понятие - качество знаний. Одно дело помнить великое множество различных данных, правил, фактов и тому подобное, другое дело – эффективно их использовать, а в нужные моменты времени – быстро добывать недостающую информацию. Незнание многих фактов компенсируется знанием некоторых принципов и наличием определенных способностей, которые можно развивать и тренировать, - пишет В.А.Рыжов (1994).

Создание совершенного человека – суровая социально-гуманитарная необходимость, позволяющая чувствовать себя уютно в эпоху глобальной информатизации. Признание значимости научного познания, образования и культуры со стороны общества неизбежно вызывает концептуальное изменение в духовной сфере, определившей для себя приоритет гуманистического потенциала. Выработка гуманистической ориентации становится ныне внутренне необходимым регулятором деятельности, мощным инструментом защиты человеческой деятельности, - пишет Р. Яновский.

Литература:

1.Н.Багдасарьян Профессиональная культура инженера:

механизмы освоения. М., 1998.

2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Л.Уайт Исторические корни нашего экологического кризиса. М., 1990.

3. А.С.Изгоев Об интеллигентной молодежи. Вехи. Из глубины. М., 1991.

4. Компьютерные учебные программы и инновации. Г.Д.Семенова Будущее уже на пороге. М. 2000.

5. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., 1995.

6. П.Милюков Очерки по истории русской культуры, М., 1992.

7. Проблема человека в западной философии. М.Хайдеггер Письма о гуманизме. М., 1988.

8. С.Ф.Шефель, К.И.Шилин Русская социология будущего М., 2000, т.2.

9. Р.Яновский Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999.

10. К.Ясперс Смысл воспитания в работе Духовная ситуация времени. М., 1931.Продолжение->

Назад

Hosted by uCoz