PАЗДЕЛ II СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ФАКТОРЫ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ

Актуальность обсуждения поставленного вопроса обусловлена двумя событиями.
Во-первых, на саммите "восьмерки" в Окинаве руководители наиболее развитых государств мира и России подписали Хартию глобального информационного общества и, по существу, перевели вопросы формирования мирового информационного общества в плоскость практических решений.
Во-вторых, Президент Российской Федерации утвердил Доктрину информационной безопасности, которая может рассматриваться как документ, закрепляющий национальные интересы России в информационной сфере и создающий основы для формирования государственной политики в области развития российского информационного общества.
Именно поэтому достижению национальных интересов в информационной сфере и обеспечению их безопасности в последнее время уделяется так много внимания.
Содержание проблематики обеспечения информационной безопасности в целом определяется задачами, связанными с достижением национальных интересов, в частности:
· соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечения духовного обновления России;
· сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
· информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, связанного с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни;
· обеспечения доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам, а также их защиты от несанкционированного доступа;
· развития современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечения потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выхода этой продукции на мировой рынок;
· накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
· обеспечения безопасности российских информационных и телекоммуникационных систем.
Проблемы безопасности вообще, и информационной безопасности в частности, перестали быть областью исключительной компетенции специальных служб, они становятся объектом внимания большой части общества, поэтому достижение национальных интересов в информационной сфере невозможно без необходимого и достаточного количества высококвалифицированных специалистов.
Доктрина информационной безопасности в ряду первоочередных мероприятий по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности выделяет развитие системы подготовки кадров, используемых в указанной области. В общей системе обеспечения информационной безопасности государства кадровое обеспечение является самостоятельной подсистемой, а сама система подготовки специалистов в области обеспечения информационной безопасности выступает в качестве основы кадрового обеспечения в целом.
Эффективная система подготовки кадров, в свою очередь, предполагает четкое представление о совокупности проблем и учебных дисциплин, являющихся содержанием такой подготовки.
Вопросам определения круга этих проблем был посвящен ряд заседаний секции по информационной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации. Они показали, что здесь есть еще немало "белых пятен".
Члены секции научного совета отмечали, в частности, что если структура и состав технологической составляющей проблем информационной безопасности как содержания образовательных программ подготовки кадров на сегодняшний день достаточно четко определены и заключаются, главным образом, в проблемах:
· разработки конкурентоспособных средств информатизации, телекоммуникации и связи, средств защиты информации;
· обеспечения безопасности функционирования информационно-телекоммуникационных систем;
· сохранности информационных ресурсов, реализации различных режимов доступа к информации и ограничения этого доступа,
· то в области гуманитарной составляющей даже с определением перечня гуманитарных проблем информационной безопасности возникают известные трудности.
Содержание данного перечня определяется, в первую очередь, потребностями практики, в частности, необходимостью выработки государственной политики в области развития информационной сферы Российской Федерации, ее интеграции в мировое информационное пространство, расширения участия России в мировом информационном рынке, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, формирования в России информационного общества.
31 мая 2000 г. на заседании секции научного совета при Совете Безопасности с докладом "О приоритетных направлениях гуманитарных научных исследований в области информационной безопасности Российской Федерации" выступил Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ академик РАН В.А.Садовничий. В его докладе были предложены и обоснованы основные направления исследований в данной области.
После обсуждения этого вопроса и внесения определенных дополнений секция по информационной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации на заседании 29 ноября 2000 г. одобрила предложения по основным направлениям научных исследований в области информационной безопасности Российской Федерации, доработанные в соответствии с предложениями членов секции, тем самым заложив базу для разработки образовательных программ в области гуманитарных проблем информационной безопасности.
В настоящее время в стране в основном сложилась система подготовки специалистов в области обеспечения информационной безопасности в ее естественнонаучной и технической составляющих. Организационную основу данной системы составляют Учебно-методические объединения вузов Российской Федерации по образованию в области информационной безопасности.
На сегодняшний день существует уже более 80 вузов России, осуществляющих подготовку кадров в этой области, имеется шесть государственных образовательных стандартов и разработанных на их базе основных образовательных программ по специальностям технического профиля.
В перечне направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденном Минобразованием России, сформирована новая группа специальностей в области информационной безопасности в составе шести специальностей: "Криптография", "Организация и технология защиты информации", "Комплексная защита объектов информации", "Компьютерная безопасность", "Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем", "Информационная безопасность телекоммуникационных систем".
Говоря о "географии" существующей системы вузовского образования в области информационной безопасности, нельзя не отметить, что ее ведущие центры сосредоточены в основном в Москве. Здесь же находится базовый вуз Учебно-методического объединения России по образованию в области информационной безопасности - ИКСИ Академии ФСБ России.
Отрадно констатировать, что эта "география" год от года расширяется, благодаря усилиям, прежде всего, таких вузов России, как Воронежский государственный технический университет, Пензенский государственный университет, Рязанская государственная радиотехническая академия, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Уральская юридическая академия и некоторых других.
Как и в вузах Москвы, значительная доля подготовки специалистов здесь приходится на техническую составляющую информационной безопасности.
Несмотря на наличие ряда нерешенных вопросов, можно констатировать, что в области технической составляющей имеется в целом дееспособная система подготовки специалистов.
Характеризуя состояние дел в области подготовки кадров по гуманитарным проблемам информационной безопасности, необходимо отметить, что по сравнению с состоянием технологической (технической) составляющей, оно пока оставляет желать лучшего.
В этом направлении в течение ряда лет активно работает Российский государственный гуманитарный университет, за последнее время к этой работе подключился еще ряд вузов. Движение есть, но, к сожалению, темпы развития этой тематики не соответствуют современным требованиям. В этой области подготовки кадров государственные образовательные стандарты пока не созданы и, соответственно, разрабатываемые на их базе образовательные программы не утверждены.
Подобное положение дел не позволяет говорить о том, что состояние с подготовкой кадров для решения гуманитарных проблем соответствует потребностям реализации Доктрины информационной безопасности.
Поэтому развитие гуманитарной составляющей системы обеспечения информационной безопасности, выражающей ее содержательные аспекты, должно стать приоритетным направлением приложения усилий по ее развитию и обеспечению безопасности.
Важным аспектом решения гуманитарных проблем обеспечения информационной безопасности как необходимой предпосылки создания системы подготовки кадров является координация исследований в данной области. Эти вопросы обсуждались на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, решением которой от 27 октября 1998 г. в основном одобрены предложения МГУ им. М.В.Ломоносова по реализации им функций головной организации по фундаментальным научным гуманитарным проблемам обеспечения информационной безопасности.
Во исполнение этого решения в Московском государственном университете на факультете дополнительного образования создана кафедра информационной безопасности, призванная координировать усилия гуманитарных факультетов университета, а с учетом его головной роли - и исследований, проводимых в Российской Федерации в целом. В университете организован постоянно действующий междисциплинарный межведомственный семинар по научным (по преимуществу, гуманитарным) проблемам обеспечения информационной безопасности, которым руководят ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик РАН В.А.Садовничий, вице-президент Академии криптографии Российской Федерации А.Н.Сачков и ваш покорный слуга.
В процессе подготовки и проведения заседаний семинара вокруг кафедры сформировался круг ученых и специалистов, заинтересованных в развитии проблематики информационной безопасности. Большое число встреч и дискуссий, проведенных на кафедре, позволило выработать ряд плодотворных научных и организационных предложений, которые реализуются как в МГУ, так и в других организациях и ведомствах, включая аппарат Совета Безопасности.
Как представляется, выработанные направления исследований могут быть взяты в качестве ориентиров при подготовке и открытии новых специальностей в гуманитарной составляющей информационной безопасности.
Мы полагаем, что общий принцип подготовки кадров в области гуманитарной составляющей информационной безопасности - это подготовка специалистов на базе фундаментального (университетского) образования. Поскольку потребность в специалистах в области обеспечения информационной безопасности растет в различных сферах общественной жизни формирующегося информационного общества, постольку они, в первую очередь, должны быть специалистами в каждой данной сфере, чтобы на базе профессиональных знаний в этой области деятельности адекватно требованиям времени обеспечивать ее информационную безопасность.
Поэтому особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено развитию магистратуры как формы и этапа обучения в вузах, например, в университете. Специалисты, соответствующие требованию времени, должны иметь фундаментальное базовое образование со специализацией по информационной безопасности. Например, экономистам необходимо дополнительное образование по специализации "электронная экономика", которую в полном объеме сегодня нельзя получить в рамках существующих экономических специальностей юристам необходима специализация в сфере правового обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем, в частности, в сфере компьютерной преступности, которая набирает темпы по всему миру по мере становления информационного общества. И хотя в некоторых вузах открыта подготовка юристов со специализациями в области информационной безопасности (МИФИ, РГГУ, ряд вузов МВД), тем не менее, наличие, например, только одного стандарта в юриспруденции не позволяет вести полноценную подготовку специалистов.
Такие специализации можно полноценно организовать, как представляется, на базе развертывания системы дополнительного образования.
Востребованность таких специалистов в области маркетинга, менеджмента, в юридической (в том числе международно-правовой), социальной и других сферах уже сегодня высока, а по мере продвижения России к информационному обществу она, без сомнения, будет еще выше. Чтобы отвечать требованиям времени, нам необходимо развивать такую форму образования, как магистратура.
Первые шаги именно в этом направлении предпринимает кафедра информационной безопасности Московского университета.
Однако подготовка кадров вышеуказанного профиля только в Москве и, может быть, еще в двух-трех городах была бы недостаточной мерой для обеспечения потребности страны в таких специалистах. Поэтому создание центров вузовской подготовки в области гуманитарных проблем информационной безопасности в регионах Российской Федерации - исключительно актуальное и важное направление деятельности по обеспечению информационной безопасности России.
Следует отметить, что первыми это ощутили и осознали сами регионы и в ряде из них в последнее время стали предприниматься определенные практические шаги в этом направлении.
Так, в Санкт-Петербурге при региональном Совете безопасности создана и успешно функционирует межведомственная комиссия по информационной безопасности.
В Свердловской области разработан проект основ федеральной политики в области информационной безопасности регионов.
В Новгородской области создан Совет по информационной безопасности и защите информации при губернаторе, сформирована рабочая группа по координации использования информационных ресурсов области.
Постановлением главы администрации Хабаровского края утверждена Концепция информационной безопасности края.
В Воронежской области разработаны и утверждены главой администрации области Положение о Совете по вопросам защиты информации, Положение об отделе безопасности, защиты государственной тайны и информации.
Это далеко не полный перечень положительных примеров, однако все действия пока осуществляются без должной координации.
В плане работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности по информационной безопасности на февраль текущего года включен вопрос о подготовке "Основ федеральной политики в области обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации".
Мы полагаем, что одним из основных направлений реализации федеральной политики в этой области должно явиться создание условий для подготовки кадров по вопросам обеспечения информационной безопасности в интересах субъектов Российской Федерации, для чего, в частности, необходимо обеспечить:
· участие субъектов Российской Федерации в работах по совершенствованию перечня специальностей и специализаций, по которым осуществляется подготовка кадров в области информационной безопасности, а также соответствующих государственных образовательных стандартов;
· оказание содействия в привлечении квалифицированных специалистов для работы в системах обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации.
Существенная роль в этой работе принадлежит учебно-методическим объединениям вузов, работающих в субъектах Федерации.
Задача эта - непростая, во многом приходится начинать почти с нуля, однако она сегодня очень важна и актуальна в силу причин и обстоятельств, о которых уже упоминалось.
Ясно одно - гуманитарное образование в области информационной безопасности надо всемерно развивать и совершенствовать с целью создания полноценной системы подготовки специалистов в ее "гуманитарном спектре".
Необходимыми направлениями такого развития, на наш взгляд, являются:
· утверждение новых государственных образовательных стандартов в области гуманитарных проблем информационной безопасности, и разработка, на их базе, новых образовательных программ, с акцентом на программы дополнительного и научно-исследовательские программы послевузовского образования;
· подготовка и открытие новых специальностей;
· привлечение и подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров в данной области, для чего, в частности, необходимо создание соответствующих диссертационных советов по данным специальностям;
· создание региональных учебно-научных центров по гуманитарным проблемам информационной безопасности.
В этой связи полагаем целесообразным на основании решения Президиума учебно-методического объединения университетов обратиться к Минобразованию России с просьбой интенсифицировать работу:
· над созданием государственных образовательных стандартов по специальностям в области гуманитарной составляющей информационной безопасности;
· над определением новых направлений подготовки кадров в данной области;
· над созданием УМО вузов России по гуманитарным проблемам информационной безопасности;
· над созданием концепции дополнительного образования в сфере гуманитарной составляющей информационной безопасности;
· над "расшивкой" узких мест в подготовке высококвалифицированных кадров в области гуманитарной составляющей информационной безопасности, в том числе, путем создания новых диссертационных советов и частичного снятия ограничений на участие докторов и кандидатов наук в работе "внешних" диссертационных советов по данным специальностям.
Стоящие перед страной задачи в области обеспечения гуманитарной составляющей информационной безопасности Российской Федерации поставила сама жизнь. Доктрина информационной безопасности лишь сформулировала их в явном и систематизированном виде.
Только совместными усилиями вузов центра и субъектов Российской Федерации в данном направлении деятельности мы сможем их решить и, тем самым обеспечить достижение национальных интересов страны в области информационной безопасности.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГУМАНИТАРНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В современных условиях информационная безопасность становится важнейшим базовым элементом всей системы национальной безопасности российского государства. Обусловлено это прежде всего быстро растущими технологическими возможностями современных информационных систем, которые по своему влиянию на политику, хозяйственно-экономическую жизнь, духовно-идеологическую сферу и умонастроения отдельных людей стали в настоящее время решающими и всеохватывающими.
Эти новые и специфические особенности современных международных взаимоотношений хорошо понимают и используют наши партнеры на международной арене. Поэтому не случайно мы переживаем усиливающийся информационный прессинг на Россию со стороны Запада. Информационное поле нашей страны через электронные СМИ, Интернет и систему образования сегодня фактически заполнено американизированными образцами духовно-идеологической культуры, не соответствующими (и даже противоречащими) российским социокультурным и ментальным традициям и ценностям.
Именно серьезное понимание реальных опасностей, угрожающих современному российскому обществу, и привело к разработке на государственном уровне Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, которая была утверждена Президентом РФ В. Путиным 9 сентября 2000г.
В Доктрине записаны следующие принципиальные положения: "Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства".
Исходя из такого понимания проблемы в Доктрине наряду с организационно-техническими вопросами обеспечения информационной безопасности современной России на передний план выдвигаются проблемы гуманитарных научных исследований в данной области. От правильного выбора приоритетов в этих научных исследованиях, разработки адекватных научных моделей и подходов во многом будет зависеть эффективная государственная политика в информационной сфере.
В последнее время среди специалистов развернулась дискуссия по вопросу о принципах выделения приоритетных направлений гуманитарных научных исследований в области информационной безопасности. От верного выбора этих направлений зависит оптимизация целей и задач научных исследований в этой области, что в свою очередь, позволит более точно и эффективно объединить усилия ученых и специалистов.
В этой дискуссии существует два основных подхода:
1. выделение приоритетов по комплексно-проблемному принципу;
2. выделение приоритетов по областям наук.
Сторонники первого подхода определяют, по сути дела, два приоритетных направления гуманитарных научных исследований в области информационной безопасности:
1. Соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
2. Информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации.
В рамках каждого из этих направлений их авторы выделяют более конкретные проблемы, которые решаются методами и инструментарием различных гуманитарных наук.
Думается, что данный подход имеет существенные недостатки:
Во-первых, целостное изучение и интерпретация сложной проблемы невозможны сразу и непосредственно без анализа отдельных частей и аспектов ее составляющих.
Во-вторых, проблема информационной безопасности является новой и нетрадиционной для современной гуманитарной науки и поэтому объединение ученых для создания интегральной модели возможно только после того, как специалисты детально разберутся с реальными процессами и явлениями через призму своей науки.
В-третьих, выделение приоритетов на основе комплексно-проблемного принципа само по себе является дискуссионной проблемой. Все зависит от критерия. Каков критерий - такие и приоритеты. Но тогда вариантов такого выделения может быть очень много.
В связи с этим представляется более оптимальным определение научных приоритетов в сфере информационной безопасности по областям наук.
Само по себе выделение научно-исследовательских приоритетов является обязательным исходным этапом организации любого научного исследования как в фундаментальной, так и в прикладной областях. Перечни таких приоритетных направлений ежегодно составляются как в системе Российской академии наук, так и в научных исследованиях, которые проводятся учеными, занятыми в системе образования. С 1998 г. Перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований утверждается Ученым Советом Московского университета.
Во всех указанных выше случаях в основе выделения научных приоритетов - область науки. Другое дело, что на различных стадиях научных исследований неизбежно возникает необходимость объединения усилий. Но появление междисциплинарных научных программ и проектов - это следствие фундаментальных исследований в конкретных областях отдельных наук, а не наоборот.
Исходя из указанного выше принципа следует выделить следующие пять приоритетных направлений гуманитарных научных исследований в области информационной безопасности Российской Федерации1:
Первое направление. Разработка теоретико-методологических основ информационной безопасности общества.
В рамках данного направления необходимо выявить и обосновать закономерности становления и развития современного информационного общества, роли и места в нем информационной безопасности. Особое внимание следует уделить специфике проблем информационной безопасности в обществе, которое находится в кризисном состоянии. Это позволит сформулировать ясные цели и ориентиры для государственной политики в данной области, которые, в частности, должны стать механизмом реализации Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Актуальной в настоящее время является научная проработка следующих вопросов:
· Национальные интересы России и информационное противостояние в современном мире.
· Ментальность российского общества и современные информационные угрозы для России.
· Ценности: информационное обоснование и информационная безопасность.
· Информационная безопасность и политическая этика.
· Информационное пространство и проблема целостности российского государства.
Важным предметным полем для исследований в рамках данного направления является анализ процессов глобализации общественной жизни, которые в убыстряющемся темпе наблюдаются на пороге XXI в. Этот анализ должен предполагать выявление и интерпретацию векторов политического и социально-экономического развития современного мира, взаимодействие центров сил, влияние транснациональных субъектов власти на развитие национальных государств, вызревание конфликтов в межэтнических и конфессиональных сферах. Это важно прежде всего потому, что данные процессы и явления специфическим образом отражаются в информационной сфере.
Второе направление. Информационная безопасность современного российского общества: методы и научные средства социально-политического анализа и прогнозирования.
В рамках данного направления необходимо проведение следующих научных исследований:
· Разработка и обоснование комплексных критериев оценки состояния информационной безопасности и методик их проверки.
· Разработка концептуальной модели и механизма функционирования социально-политического мониторинга информационной безопасности РФ.
· Разработка информационно-динамической модели баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения.
· Разработка модели, методик и инструментария социологической диагностики информационной безопасности различных категорий населения России.
· Комплексное социологическое и политологическое исследование общественного мнения об эффективности мер по защите от информационных угроз и информационно-психологической ситуации в регионах России.
Богатый материал для обобщений и прогнозов может и должен дать общероссийский мониторинг угроз информационной безопасности. Этот мониторинг позволит регулярно "замерять" информационную ситуацию в России, своевременно определять актуальность и интенсивность угрожающих и деструктивных факторов в информационной сфере, формулировать рекомендации властным структурам по минимизации негативных последствий от этих факторов. Очень важным ресурсом данного мониторинга является возможность проведения компаративных региональных исследований, измерение колебаний информационных факторов в рамках национально-государственного пространства Российской Федерации.
Третье направление. Правовое регулирование, обеспечение и защита интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
В последние годы в стране принят ряд законодательных актов, которые частично решили проблему правового регулирования в информационной сфере. Вместе с тем целый ряд аспектов нуждаются в серьезной правовой проработке и закреплении в законах РФ. К числу таких аспектов (вопросов) относятся следующие:
· Интеллектуальная собственность и информационная безопасность.
· Информационная безопасность России и международное право.
· Предвыборная агитация через СМИ и информационная безопасность: правовые аспекты.
· Правовое регулирование отношений и субъекты права в сфере обращения охраняемой информации.
· Правонарушения и ответственность в сфере обращения охраняемой информации.
· Правовое регулирование в сфере криптографической защиты информации (лицензирование, сертификация и т.п.).
· Правовой режим электронного документа.
Более подробно эти вопросы отражены в проекте "Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации", которая в настоящее время разрабатывается межведомственной рабочей группой.
Регулирование правовых вопросов в информационной сфере России является в настоящее время достаточно новой и сложной проблемой. Это связано прежде всего с тем, что правовая нормативная база создается для общественных отношений, находящихся на стадии формирования, противоречивого процесса становления. А противоречия в самом реальном процессе подчас предопределяют противоречия в сфере права. Поэтому мы зачастую сталкиваемся с такой ситуацией, когда уже принятые законодательные и нормативные акты, направленные, например, на урегулирование порядка, допуска и доступа граждан и юридических лиц к сведениям, составляющим государственную, коммерческую и иную тайну, компетенция средств массовой информации не всегда соответствуют сложности и многообразию реальных процессов.
Практически вне зоны правового регулирования находится сейчас огромный массив новых информационных средств, функционирование компьютерных информационных систем.
Все эти вопросы нуждаются в комплексном изучении и выработке целенаправленной стратегии их реализации в реально складывающихся условиях.
Четвертое направление. Информационно-психологическая безопасность личности, общества и государства.
В рамках данного направления необходимо провести научные исследования по следующим проблемам:
· Разработка первичной типологии угрожающих информационных воздействий, систематизация диагностики таких воздействий на основе набора согласованных и применяемых на практике критериев, классификация способов психологической защиты личности, общества и государства от информационных угроз.
· Анализ и разработка предложений по коррекции образовательных методов и практики воспитания и обучения детей и взрослых, разработка средств индивидуальной и групповой защиты от манипулятивных и эзотерических психопрактик и психотехнических методик, применяющихся в электронных СМИ и Интернете.
· Организация и проведение психологической экспертизы информационных продуктов.
· Создание системы психологического консалтинга для разработчиков и потребителей информационных продуктов.
Более подробно эти проблемы отражены в проекте "Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации", который в настоящее время обсуждается в заинтересованных организациях.
Разработка указанной проблематики тесно связана с проблемой адекватной оценки угроз информационной безопасности России. Эти угрозы следует рассматривать не только в аспекте технического обеспечения государственных информационных служб, но и в аспекте деятельности различных структур и лиц, которая направлена на нарушение нормального функционирования СМИ и др. информационных средств. В частности, в этой связи важно оценить степень монополизации в информационной сфере. Особое внимание необходимо уделить на информацию, имеющую негативно-провокационный потенциал - пропаганда терроризма, расизма и национальной розни, призыва к насильственному изменению конституционных общественных порядков и т.д.
Пятое направление. Анализ экономических проблем в аспекте информационной безопасности.
Научные исследования по данному направлению имеют особую важность в условиях кризисных экономических явлений, которые в настоящее время переживает страна. Необходимо проведение исследований по следующим проблемам:
· Анализ экономических последствий и организационно-экономических механизмов спецификации прав собственности в процессе создания, распространения и использования информации.
· Разработка экономических проблем организации электронного бизнеса в России в условиях глобализации информационных сетей (в аспекте обеспечения информационной безопасности).
· Разработка научной темы: "Глобализация информатизации экономики: гуманитарные параметры и пределы информационной безопасности РФ".
Анализ экономических аспектов информационной безопасности призван показать совокупность рисков социально-экономического характера, угрожающих обществу, различным категориям населения и отдельным гражданам и потенциально содержащихся в неконтролируемых потоках информации. Использование некоторых информационных технологий может привести к прямому экономическому ущербу в целых регионах России, когда на информационном поле начинают преобладать зарубежные источники информации. Такая ситуация, например, сейчас наблюдается в некоторых районах Дальнего Востока.
Выделенные пять приоритетных направлений гуманитарных научных исследований свидетельствуют о том, что информационная безопасность является новым и очень сложным, многоплановым объектом междисциплинарных гуманитарных научных исследований. В современных условиях информация, информационная сфера становится важнейшей матрицей развития мировых коммуникаций и взаимодействий. Понять природу, механизм функционирования этой матрицы возможно только с привлечением понятийно-концептуального аппарата и инструментария разных гуманитарных наук - социологии, психологии, права, политологии и др. Причем, особенно важно, чтобы существовала оптимальная корреляция фундаментальных научных исследований, с одной стороны, и прикладных разработок (мониторинги, опросы, контент-анализы и т.д.), с другой.
Исходя из этого понимания статуса и роли информационной безопасности, данная сфера должна стать темой серьезного и развернутого междисциплинарного научного проекта, поддержанного на государственном уровне.
Вместе с тем необходимо, чтобы предложенный комплекс исследований проводился под единым научным руководством, в рамках научного обеспечения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и Федеральной целевой научной программы.
Московский университет как крупнейший учебно-научный центр страны, имеющий в своем составе факультеты, кафедры и центры, специализирующиеся во всех основных разделах современных гуманитарных наук, вполне может стать базовым учреждением для проведения указанных научных исследований, тем более, что по каждому из выделенных направлений уже имеются существенные заделы.
В текущем учебном году в МГУ начата подготовка специалистов в области информационной безопасности. Открыта кафедра информационной безопасности. На ряде факультетов для студентов началось чтение специальных курсов по указанной проблематике. Обучение по проблемам информационной безопасности началось и в рамках переподготовки кадров и повышения квалификации.
С марта 2000 г. в Московском университете работает Межведомственный междисциплинарный научный семинар по проблемам информационной безопасности (руководители семинара - Садовничий В.А., Сачков В.Н., Шерстюк В.П.). Заседания семинара вызывают большой интерес среди ученых и специалистов.
Серьезная и комплексная разработка проблем информационной безопасности обусловлена объективной необходимостью защиты национальных интересов России. При этом следует учитывать специфический характер данной сферы общественной жизни, заключающийся в быстрых темпах обновления основных параметров и механизмов функционирования информационного поля, легкой адаптируемостью информационных факторов в различных социальных средах.
Все это требует от ученых-гуманитариев, специалистов в области компьютерных систем и технологий объединить усилия для проведения научных исследований по проблемам информационной безопасности, которые могли бы стать базой для разработки перспективной и эффективной государственной политики в данной сфере.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одной из важных тенденций развития современного общества является интенсивное распространение современных информационных технологий, существенное усиление их влияния на все сферы общественной жизни и, как следствие, появление признаков перехода некоторых стран мира к новому этапу своего развития, получившему название "глобальное информационное общество" [1].
Представляется, что основным признаком этого этапа развития является такое развитие экономики, при котором основная или значительная часть валового продукта производится за счет создания и внедрения наукоемких технологий, производства информационных продуктов и услуг, интеллектуального труда граждан [2,3].
Неравномерное экономическое развитие стран мира, различия в уровне развития их информационных сфер, в возможностях производить интеллектуальную продукцию, составляющую экономическую основу информационного общества, а также значимость экономических, политических, социальных, оборонных и экологических последствий отставания от передовых стран в области создания и использования современных информационных технологий, превращают формирование предпосылок информационного общества для многих стран в исторический вызов.
Необходимость адекватного ответа на этот вызов обусловила как содержание национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, так и то внимание, которое уделяется разработке государственной политики по обеспечению их безопасности.
1. Обеспечение безопасности национальных интересов в информационной сфере от угроз внутреннего и внешнего характера является одной из важных задач государства, называемой обеспечением информационной безопасности Российской Федерации. Ее решение составляет важное направление государственной политики в области национальной безопасности страны [4,5] и содержание одной из основных функций государства [6], выполняемой с привлечением определенного материального, организационного и кадрового ресурса.
Основанием этой функции выступают такие свойства российского государства, как:
· социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
· демократический и правовой характер государственной власти в Российской Федерации, для которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
· выделение безопасности как одного из предметов ведения Российской Федерации.
Функция обеспечения информационной безопасности Российской Федерации государства, как и любая другая функция государства, обладает сложной структурой, включающей, по крайней мере, четыре элемента: объект функции; цель, на достижение которой направлена функция; социальное назначение государства; фактическую деятельность государства (в единстве с ее принципами, способами, методами и формами) [7].
Как известно, функции государства осуществляются в определенных формах и при помощи специальных методов. Форма выступает как непосредственное выражение сущности и содержания функции.
В юридической литературе выделяются два вида форм реализации функций государства: правовые и организационные.
Правовая форма осуществления функции государства заключается в однородной по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельности государственных органов, связанной с изданием юридических актов, организационная форма - в аналогичной деятельности, не влекущей за собой юридических последствий [8].
Правовая форма реализации рассматриваемой функции государства, с одной стороны, сохраняет сущность и основное содержание функции и соответственно все ее основные элементы, а с другой - обладает специфическими средствами осуществления этой деятельности.
Специфичность используемых средств заключается в том, что они носят правовой характер, т.е. являются правовыми средствами, выражающимися в инструментах (установлениях - субъективных правах, обязанностях, льготах, запретах, поощрениях, наказаниях и т.д.) и деяниях (технологиях - актах реализации прав и обязанностей), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей [9].
Совокупность правовых средств, методов их использования для регулирования общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности национальных интересов России в информационной сфере, совместно с системой органов государства, осуществляющих это правовое регулирование, образуют правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации.
С учетом этого и изложенного выше можно полагать, что правовая форма реализации функции государства по обеспечению информационной безопасности проявляется в виде правового обеспечения информационной безопасности.
Данное правовое обеспечение характеризуется его строением, основными элементами, внутренней структурой, а также методами его формирования и совершенствования.
Исходя из приведенного выше определения, правовое обеспечение информационной безопасности может рассматриваться как сложное явление, включающее:
· правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере в целях обеспечения безопасности соответствующих национальных интересов или, иначе, правовое обеспечение безопасности в информационной сфере;
· правовое обеспечение деятельности системы органов государства в области обеспечения информационной безопасности.
Известно, что правовая форма реализации функции государства сохраняет все основные элементы функции и является не менее сложным явлением, чем сама функция [10]. Как и функция, она характеризуется объектом, целью, социальным назначением и фактической деятельностью государства по осуществлению данной функции.
Рассмотрим эти элементы структуры функции государства, применительно к двум составляющим правового обеспечения.
Цель обеих составляющих правового обеспечения заключается в защите национальных интересов России в информационной сфере от угроз внутреннего и внешнего характера.
Социальное назначение государства в структуре правового обеспечения определяется признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защиту прав и свобод - обязанностью государства, направленностью политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признанием и защитой частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, закреплением идеологического многообразия и светского характера государства.
В то же время объекты правового обеспечения и фактическая деятельность государства по правовому обеспечению информационной безопасности в двух выделенных составляющих существенно различаются.
Основными объектами правового обеспечения безопасности в информационной сфере являются:
· общественные отношения, которые, с одной стороны, имеют предметами составляющие этой сферы - субъектов информационной сферы, информацию и информационную инфраструктуру, а с другой - представляются важными для достижения национальных интересов в информационной сфере;
· внешние и внутренние угрозы общественным отношениям в информационной сфере, могущие нанести ущерб предметам и интересам субъектов этих отношений и, как следствие, - нанести ущерб национальным интересам России в информационной сфере.
Фактическая деятельность государства в этой области направлена на разработку, принятие и применение юридических норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере в целях достижения соответствующих национальных интересов и их защиты от угроз. Методы и средства правового регулирования этих отношений составляют предмет правового обеспечения безопасности в информационной сфере.
Объектами правового обеспечение деятельности системы органов власти в области обеспечения информационной безопасности являются общественные отношения, возникающие при образовании, функционировании и прекращении деятельности этих органов государства, реализацией ими властных полномочий, организацией взаимодействия между ними, а также с гражданами и общественными организациями. Предметом этого вида правового обеспечения выступают методы и средства правового регулирования выделенных отношений с целях обеспечения эффективного функционирования механизма государства.
2. Правовое обеспечение безопасности в информационной сфере представляет собой деятельность государства и общества, осуществляемую в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных правоотношениях и применения государственного принуждения к правонарушителям.
Особое место в правовом регулировании занимают правовые нормы, совокупность которых образует нормативное правовое обеспечение информационной безопасности.
Данное нормативное правовое обеспечение может быть классифицировано по нескольким основаниям, наиболее важными из которых являются следующие:
· цели правового обеспечения безопасности в информационной сфере;
· вид подсистем нормативных правовых актов, закрепляющих нормы права в рассматриваемой области;
· тип регулируемых общественных отношений в информационной сфере, оказывающих значительное влияние на достижение национальных интересов в этой сфере;
· вид угроз общественным отношениям в информационной сфере, на противодействие которым направлено правовое регулирование.
По цели нормативное правовое обеспечение безопасности в информационной сфере подразделяется на составляющие, каждая из которых ориентирована на достижение одной из соответствующих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере [11]. С учетом этого выделяются следующие составляющие нормативного правового обеспечения:
· правовые нормы, регулирующие отношения в целях соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечения духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
· правовые нормы, регулирующие отношения в целях информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, связанного с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
· правовые нормы, регулирующие отношения в целях развития современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечения потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечения накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
· правовые нормы, регулирующие отношения в целях защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
По виду подсистем нормативных правовых актов, закрепляющих нормы права в рассматриваемой области, выделяются: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; федеральная система нормативных правовых актов; подсистема законодательства субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты местного самоуправления.
Анализ нормативного правового обеспечения безопасности в информационной сфере показывает, что основная часть правовых норм, регулирующих отношения в рассматриваемой области, закрепляется нормативными правовыми актами федеральной систем, что, видимо, обусловлено отнесением вопросов безопасности, а также федеральной информации и связи к ведению Российской Федерации.
По типам регулируемых общественных отношений в информационной сфере, оказывающим значительное влияние на достижение национальных интересов в этой сфере, нормативное правовое обеспечение может быть разделено на несколько составляющих в соответствии с предметами этих отношений: информация как формализованный объект информационного обмена; информация как содержательный объект информационного обмена; информационная инфраструктура [12].
Отношения, предметом которых является информация как формализованный объект информационного обмена, определяют многообразные связи, возникающие между людьми в процессе формирования и распространения информации. Среди них выделяются отношения, связанные со следующим:
· созданием информации и формированием информационных ресурсов в различных сферах деятельности человека, жизни общества и государства;
· владением, пользованием и распоряжением информационными ресурсами;
· передачей, сбором и хранением информации;
· обеспечением безопасности информации и информационных ресурсов.
Общественные отношения, связанные с созданием информации и формированием информационных ресурсов, возникают в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности общества и обусловлены превращением информации в значительный экономический, социальный и культурный ресурс общества. Примером таких отношений являются регистрация актов гражданского состояния, формирование архивных и библиотечных фондов, создание различных баз данных, литературное, художественное и научное творчество.
Общественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением информационными ресурсами, включают доступ к сформированным информационным ресурсам физических и юридических лиц, использование результатов интеллектуального труда, ограничение доступа к конфиденциальной информации, производственные отношения в информационной индустрии и т.д.
Общественные отношения в области сбора, обработки, передачи, хранения и распространения информации отображают устойчивые связи между гражданами, общественными организациями, органами государственной власти и средствами массовой информации, складывающиеся в процессе удовлетворения потребностей граждан и представителей соответствующих структур в информации о тех или иных событиях общественной жизни.
Общественные отношения в области обеспечения безопасности информации и информационных ресурсов связаны с установлением ответственности за сохранность информации и информационных ресурсов, а также предоставлением соответствующих услуг и средств решения этой задачи.
Общественные отношения, предметом которых является информация как содержательный объект информационного обмена, отражают устойчивые связи между субъектами информационной сферы, возникающие в связи с осознанием и использованием получаемой информации, а также ответственности в связи с передачей или распространением информации. Эти отношения охватывают духовную жизнь общества
Общественные отношения в области функционирования информационной инфраструктуры связаны с отношениями собственности на ее компоненты, их использования субъектами информационной сферы и обеспечение безопасности функционирования как отдельных компонентов, так и инфраструктуры в целом.
Отношения собственности связаны с реализацией функций владения, пользования и распоряжения компонентами информационной инфраструктуры и в демократическом обществе охватывают как органы государственной власти, так и гражданские организации, частных лиц. Эти субъекты могут вступать в отношения собственности на системы и средства электронной связи, телекоммуникации, подготовки кадров и т.д.
Отношения, связанные с использованием компонентов информационной инфраструктуры, отражают устойчивые связи субъектов информационной сферы с собственниками компонентов информационной инфраструктуры, а также собственников с персоналом, обслуживающим эти компоненты. Кроме того, в рамках этих отношений затрагиваются вопросы взаимной ответственности сторон за соблюдение установленных собственником правил использования этих компонентов и качество предоставляемых услуг обеспечения информационного взаимодействия.
Общественные отношения в области обеспечения безопасности информационной инфраструктуры связаны с ответственностью субъектов информационной сферы за устойчивое функционирование информационной инфраструктуры, предоставлением услуг по защите ее компонентов от угроз внутреннего и внешнего характера.
По видам угроз общественным отношениям в информационной сфере, на противодействие которым направлено правовое регулирование, нормативное правовое обеспечение безопасности в информационной сфере может быть разделено на следующие группы: противодействия внешним угрозам и противодействия внутренним угрозам; противодействия угрозам общественным отношениям, предметом которых являются информация как формализованный объект, информация как содержательный объект и информационная инфраструктура.
Для регулирования отношений, связанных с достижением национальных интересов в информационной сфере и обеспечением их безопасности, используются методы и средства различных отраслей права и правовых институтов, включая методы и средства интенсивно развивающейся новой отрасли права - информационного права [13,14].
Представляется, что нормативное правовое обеспечение безопасности в информационной сфере должно строиться на основе следующих принципов:
· формирование и применение норм международного права как составной части правовой системы Российской Федерации;
· баланс интересов граждан, общества и государства;
· согласованность деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности.
Принцип формирования и применения норм международного права как составной части правовой системы Российской Федерации предполагает прямое действие общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров на всей территории страны, а также активное и согласованное участие федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в разработке международных документов, затрагивающих вопросы достижения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и обеспечения их безопасности.
Принцип баланса интересов личности, общества и государства предусматривает установление и соблюдение приоритетов этих интересов при регулировании общественных отношений в информационной сфере. При определении баланса интересов личности, общества и государства необходимо исходить из того, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, реализацию гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, организацию противодействия угрозам национальной безопасности Российской Федерации с привлечением общественных организаций и отдельных граждан.
Принцип согласованности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по нормативному правовому обеспечению информационной безопасности предполагает организацию этой деятельности на основе приоритетности компетенции Российской Федерации в области безопасности и полноты государственной власти субъектов Российской Федерации в области развития и использования региональных информационных и телекоммуникационных систем, сетей связи, региональных информационных ресурсов.
3. Правовое обеспечение деятельности системы органов власти в области обеспечения информационной безопасности представляет собой деятельность государства и общества, осуществляемую в процессе подготовки, принятия и реализации правовых норм, регулирующих отношения в области образования, функционирования и упразднения соответствующих органов государства в целях достижения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и их защиты от угроз.
Система органов государства, ориентированных на выполнение функции обеспечения информационной безопасности, включает в качестве основных элементов ее организационной основы Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждан, принимающих в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; определяет в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Палаты Федерального Собрания Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формируют законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетных направлений в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при формировании в установленном порядке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в этой области.
Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по выявлению и оценке угроз информационной безопасности Российской Федерации, оперативно подготавливает проекты решений Президента Российской Федерации по предотвращению таких угроз, разрабатывает предложения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также координирует деятельность органов и сил по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений Президента Российской Федерации в этой области.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, решают в соответствии с предоставленными им полномочиями задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой области; совместно с органами местного самоуправления осуществляют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений к оказанию содействия государству в решении проблем обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о преступлениях, связанных с посягательствами на законные интересы личности, общества и государства в информационной сфере, и обеспечивают судебную защиту граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью органов государства по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.
Кроме того, в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации могут входить подсистемы, ориентированные на решение локальных задач в данной сфере.
Правовое обеспечение деятельности системы органов власти в области обеспечения информационной безопасности призвано создать условия для согласованной работы всех выделенных органов государства, эффективного руководства и управления ими в целях достижения национальных интересов России в информационной сфере, защиты этих интересов от угроз внутреннего и внешнего характера.
Несмотря на такое большое количество типов субъектов обеспечения информационной безопасности, представляется, что наряду с исполнительной властью, которая обладает "наибольшим организационным потенциалом, механизмы которого всеобъемлющи и проникают во все сферы общественных отношений", в рассматриваемой области важную роль играет Президент Российской Федерации[14].
Это обусловлено, прежде всего, тем, что именно Президент осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности [15]. Руководство предполагает "направление деятельности" этих органов, выступление в качестве "побудительной причины их действий, поступков", а значит постановку задач, осуществление контроля их решения[16]. Президент возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, назначает руководителей этих органов. Кроме того, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
С этой точки зрения Президент возглавляет соответствующую часть системы исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в целях информационной безопасности.
Правовое обеспечение деятельности системы органов власти в области обеспечения информационной безопасности базируется на административно-правовых нормах, образующих соответствующее нормативное правовое обеспечение и определяющих правовой режим взаимоотношений выделенных субъектов государственного руководства и управления, а также права и обязанности граждан, общественных организаций в области деятельности соответствующих органов государства.
Существует достаточно много оснований для классификации этих правовых норм: по содержанию, форме выражения, положению участников правоотношения, порядку реализации прав и обязанностей, порядку действия во времени в пространстве и по кругу лиц, источникам административного права и т.д.
Представляется, что наиболее важное значение для исследования и определения направлений развития нормативного правового обеспечения имеет деление административно-правовых норм по правовым институтам, т.е. по их содержанию. С этой точки зрения данное нормативное правовое обеспечение может быть разделено на следующие группы:
· закрепляющие формы и методы руководства системой обеспечения информационной безопасности;
· закрепляющие порядок образования системы обеспечения информационной безопасности (задачи, функции, структуру и компетенцию), формы и методы деятельности органов государства, составляющих эту систему;
· регулирующие способы обеспечения законности в деятельности органов государства, составляющих систему обеспечения информационной безопасности;
· закрепляющие права и обязанности граждан и общественных организаций в области деятельности органов государства по обеспечению информационной безопасности.
Таким образом, "правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации" представляет собой достаточно сложную правовую категорию, развитие которой во многом определяет способность государства использовать потенциал права для достижения национальных интересов России в информационной сфере и их защиты от угроз внешнего и внутреннего характера.
Основными объектами данного правового обеспечения являются общественные отношения, оказывающие существенное влияние на достижение национальных интересов России в информационной сфере , угрозы этим отношениям, а также общественные отношения в области создания, функционирования и упразднения органов государства, осуществляющих правоприменение и правоохрану в области достижения и обеспечения безопасности этих национальных интересов.
Основным предметом данного правового обеспечения являются средства и методы правового регулирования выделенных общественных отношений в целях достижения и обеспечения безопасности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Литература:
1. Окинавская хартия глобального информационного общества. Окинава. 22 июля 2000 года.
2. Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России. Основные прнятия и определения. РАГС при Президенте РФ. М., 2000. С. 20.
3. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. и др.. Путь России к информационному обществу. ИСА РАН. М., 1997.
4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года, № 24.
5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Поручение Президента РФ от 9 сентября 2000 года, № Пр-1895.
6. Стрельцов А.А. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации как правовая категория. Проблемы информатизации. №2, 2001.
7. Проблемы теории государства и права. Под ред. М.Н.Марченко. Проспект, М., 1999. с. 145.
8. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. Том 1. Теория государства. Отв. ред. М.Н.Марченко. "Зерцало". 1998. с. 210.
9. Проблемы теории государства и права. Под ред. М.Н.Марченко. Изд. "Проспект", М., 1999. С. 326.
10. Там же. с. 153-161.
11. Емельянов Г.В., Стрельцов А.А.. Информационная безопасность России. Основные понятия и определения. РАГС при Президенте РФ. М., 2000. с.17.
12. Копылов В.А. Информационное право. Юрист. М., 1997.
13. Рассолов М.М. Информационное право. Юрист. М., 1999.
14. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. Под ред. И.Л.Бачило. Юрист, М., 1998. с. 21.
15. Закон Российской Федерации "О безопасности". 5 марта 1992 года, с. 11.
16. Словарь русского языка. т.III, Русский язык, Полиграфресурсы. М., 1999, с. 739.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность - фундаментальная человеческая потребность, и это убедительно аргументировано во многих психологических теориях. Например, согласно иерархии мотивационных образований личности А.Маслоу, высшие человеческие потребности - в самоактуализации, в признании и оценке, в любви и привязанности - реализуются на основе удовлетворения физиологических (витальных) потребностей человека, а также присущей каждому из нас потребности в безопасности. Вместе с тем посвященных проблемам психологической безопасности исследований сравнительно мало, так что соответствующая проблематика не принадлежит к настоящему времени к числу базовых для психологической науки.
Невыполнение условий личной или групповой безопасности негативным образом сказывается на психическом развитии и психологическом здоровье индивидуума и социума. Потенциальными источниками угроз для личности или общества могут выступать любые непосредственные, а также опосредованные взаимодействия - с другими людьми, с групповыми объединениями людей, с техническими устройствами, с явлениями живой и неживой природы, со знаковыми системами и т.д. В медицинской психологии и психиатрии детально описан целый ряд фобий, опасений и страхов. К примеру, фиксируются боязнь замкнутых или, наоборот, открытых пространств; диких или домашних животных; сезонных явлений природы; особенностей архитектурных построек (мостов, балконов, узких проходов либо, напротив, широких залов; разнообразных видов технических сооружений и машин - самолетов, компьютеров, лифтов и т.п.) страх одиночества либо, наоборот, пребывания в толпе и т.д.
При сохранении и фиксации реальных либо воображаемых, фантазируемых угроз на базе рассматриваемой потребности в безопасности формируются т.н. защитные механизмы. Среди разновидностей защитных механизмов различаются собственно психологические защиты (З.Фрейд), психологические механизмы сверхкомпенсации (А.Адлер), а также разнообразные способы "ухода" от общества, включая такие формы поведения, которые получили наименование "бегство от свободы" (Э.Фромм) и др.
Рассмотрение проблемы безопасности личности, общества и государства в исторической динамике обнаруживает очевидную зависимость от господствующих культурных норм и правил, в том числе - т.н. неписаных правил. В качестве примера можно сослаться на описание "феномена Вертера". Данный феномен состоит в учащении числа самоубийств непосредственно после обнародованной в СМИ информации о состоявшемся самоубийстве, и особенно о его деталях; при этом статистически значимо совпадают отдельные социально-демографические и/или психологические параметры самоубийцы и его вольных или невольных последователей, а также обстоятельства самоубийства, что и позволяет исследователям говорить об опосредованной каузальной зависимости (Р.Чалдини, 1999).
Статистическое описание "волнообразной" природы актов аутоагрессии не противоречит культурологическому описанию кодекса поведения дуэлянтов (Ю.М. Лотман). К аналогичным выводам приводит рассмотрение некоторых художественных текстов, к примеру, "Фаталиста" М.Ю.Лермонтова или подтекста "Поэмы без героя" А.А.Ахматовой. Есть основания полагать, что в авторитарном (тоталитарном, деспотическом, строго клерикальном и т.п.) и в демократическом обществе соотношение между относительными ценностями личной безопасности и безопасности общества, а особенно - безопасности государства, заметно разнятся. Не менее сильно отличаются они в разные исторические периоды развития этносов (Л.Н.Гумилев). К примеру, в настоящее время определенную опасность для психического здоровья представляет "культурный шок", или "футурошок" вызванный резким убыстрением темпов перемен в бытовой и социальной стороне жизни (А.Тоффлер).
Пребывание в группе и групповое общение способствует повышению видовой, личной и корпоративной безопасности. Во многих сферах деятельности, в особенности политической и духовной, меньшинство населения/популяции/этноса/профессионалов и т.п. вносит коррекцию в принимаемые обществом решения. Преследуя свои специфические цели, меньшинство оказывает воздействие на формируемые большинством мнения, диспозиции, принимаемые решения и т.п., однако это имеет место при такой организации общественной жизни, когда меньшинствам, по крайней мере, обеспечена физическая безопасность (С.Московичи).
Угроза безопасности может гнездиться в актах общения. Угрожающее воздействие могут оказывать такие приемы, как ложь, обман, полуправда, "утечка информации", сплетня, неполная или частично искаженная информация, тенденциозный культурологический контекст сообщений (в том числе правдивых или нейтральных по содержанию), дезинформация, слухи, провокационные или манипулятивные сообщения, попытки "рефлексивного управления" (термин В.А.Лефевра) случайно (или неслучайно) отобранными группами людей, неадекватно выбранный источник сведений и т.д. При этом психологический анализ морально-этических представлений о правде, истине, лжи показывает, что они обнаруживают явную зависимость от возраста, пола, культурных барьеров и особенностей национального самосознания (В.В.Знаков, П.Экман), от "манипулятивной природы социума" (Е.Л.Доценко) и др.
Эффективность информационного воздействия зависит от установок аудитории, и, в частности, от меры принятой в обществе степени доверия к информации, распространяемой СМИ, посредством слухов и т.д. Принято различать внушаемых и критичных субъектов информационного воздействия. Первые в отличие от вторых легко поддаются воздействию, с доверием относятся к разнообразным информационным сообщениям. При этом определенное значение имеет источник внушающего воздействия: к примеру, многие субъекты доверчивы к слухам и одновременно весьма критичны к передаваемой посредством масс-медиа информации, или наоборот.
Критичные субъекты в большей мере, нежели внушаемые, склонны анализировать воспринимаемую информацию, оценивать степень ее достоверности, сравнивать с информацией, полученной из других источников, противодействовать и противостоять стрессогенному характеру такой информации и т.п. Более того, они обладают соответствующими навыками и умениями. Надо заметить, что подобные навыки и умения развиваются, их можно достаточно эффективно формировать. Не случайно обучение элементам критического мышления весьма развито в США и в странах демократического лагеря (Д.Халперн, 2000).
В то же время, согласно общему мнению, в авторитарных обществах, в том числе и в посттоталитарных, навыки критичного оценивания информации сформированы в меньшей степени, и граждане таких государств часто проявляют большую внушаемость.
Таким образом, параметр внушаемости/критичности является одним из ключевых в оценке перспективности и предполагаемой успешности информационных проектов, в том числе рекламных, манипулятивных и др. В силу этого весьма распространены имеющие целью снижение порога критичности индивидуума, общества или группы намеренные суггестивные воздействия на подсознательные процессы, на эмоционально-волевую сферу, на самооценку, на массовидные и групповые процессы и т.п..
Несмотря на мнение (Расторгуев, 1998), согласно которому информационные воздействия в рамках информационных войн имеют преимущественно кибернетическую природу, исследования и разработки по информационной безопасности должны опираться и на психологические данные. При этом исследования и разработки в области информационной безопасности не сконцентрированы в единой области психологической науки; то же самое может быть сказано относительно гуманитарных наук в целом. Тем самым работа в области информационной безопасности носит комплексный и междисциплинарный характер.
В имеющихся работах научно-практическая область информационной безопасности представлена расширительно - собственно психологические параметры не отделены от экономических, идеологических, политических и др. К тому же немногочисленные исследования перекрываются массой вненаучных бездоказательных публикаций, слухов и мнений, активно воздействующих на психическое здоровье человека, подрывающих мероприятия по стабилизации общества и сохранению баланса общественных интересов. Отделение рациональных и обоснованных данных от массива шарлатанских воззрений представляет собой отдельную задачу.
Если обратиться к публикациям, то можно отметить, что В.Д.Аносов и др. (1997) среди психологических факторов информационной безопасности называют деформацию психики в советский период истории (в виде агрессивности, некритичности, пассивности, недооценки личности); неподготовленность к переходу в демократическое общество - к формированию ценностей, защищенности от пропаганды и манипуляций; разрушение значимых форм общностей; дефицит практических психологов и недостаточную развитость практической психологии в РФ наглядные примеры негативного воздействия ряда таких факторов на уровне организаций приведены В.Е. Лепским (1997).
Г.Л.Смолян и др. (1996; 1997) анализируют проблематику информационной безопасности в приложении к деятельности масс-медиа, к проблемам воспитания и образования, к особенностям применения Интернета, к эзотерическим психотехникам; проанализирована проблематика информационных войн. Предложены некоторые критерии информационной безопасности: удовлетворенность состоянием безопасности, адекватность отражения мира, устойчивость к информационным воздействиям. Введено рабочее определение информационно-психологических факторов риска (ИПФР), потенциально опасных для общества характеристик системы "человек - информационная среда". Источниками (не имманентными, а актуализированными по неведению либо злонамеренно) ИПФР могут являться как сама информационная среда, так и конкретный индивид - в силу специфических особенностей его личности, готовности к самостоятельному выбору, психофизиологического состояния (внушаемости, тревожности, подверженности стрессам и т.п.).
В условиях открытых границ с окружающим миром, телекоммуникационных обменов посредством Интернета и т.п. значительное число реально или потенциально угрожающих информационных воздействий поступает из-за рубежа (как с Запада, так и с Востока). В силу этого представляется целесообразным осуществлять координацию предпринимаемых в области информационной безопасности усилий с международным сообществом в рамках имеющихся или специально созданных организаций, комиссий, экспертных групп и т.п. В этой работе можно опираться на утвержденную 9 сентября 2000 г. Президентом РФ "Доктрину информационной безопасности Российской Федерации".
Инициация подобной консультативной и координационной работы со стороны РФ представляется целесообразной, поскольку именно население РФ, российские организации стали в последнее время реципиентами ряда информационных воздействий, источниками которых являются зарубежные государственные, общественные, коммерческие организации и частные лица.
Угрозы правам и свободам в получении и использовании информации могут быть подразделены следующим образом:
· необоснованные ограничения в доступе к полной, актуальной, своевременной, правдивой, всесторонней информации;
· тенденциозный отбор и селекция предоставляемой информации, что граничит с манипулятивными устремлениями субъектов или инстанций, осуществляющих такой отбор;
· некритический выбор информационных источников, граничащий с трансляцией непроверенной информации, слухов, односторонней информации, частных мнений и т.п.;
· помехи в процессе доставки информации потребителю вплоть до злоумышленной подмены информационных блоков, необоснованной атрибуции информационного источника как низкорейтингового, враждебного, аморального либо запятнанного каким-то иным образом; неправомерной коррекции информационного сообщения и другими воздействиями, в том числе не запрещенными законодательно;
· дискредитация, замалчивание, либо, напротив, искусственно преувеличенная оценка доставленной реципиентам информации,
· идеологические или ситуативные барьеры - заведомое недоверие реципиентов определенному источнику информации или конкретному автору сообщений, коммуникативная интолерантность, соответствующая реальной или воображаемой поляризации общества;
· недостаточный учет национально-культурных обычаев и традиций коммуникативного поведения и способов предоставления информации, отсутствие опоры на т.н. лидеров, мнений, способствующих формированию отношения к информационным блокам и т.п.;
· отсутствие (непредоставление) гуманитарной (в частности, юридической или психологической) помощи пострадавшим от неадекватной информации - либо адекватной, однако предоставленной реципиентам с несоблюдением этических норм;
· неадекватность средств (вербальных, визуальных, аудиовизуальных и т.п.) выражения информационных сообщений, способствующая частично или полностью неправильному пониманию их реципиентами, невозможности соотнесения с личным опытом.
Что касается психологических методов оценки возможных угроз информационному обеспечению, то они относятся к каждому из выделенных выше пунктов. В общем виде следует признать, что эффективность информационных сообщений и способов их доставки реципиенту зависит от уровня критичности/внушаемости реципиента, а информация может воздействовать на уровень ситуативной тревожности, на психосоматическое и психологическое здоровье отдельного реципиента и населения в целом.
Для измерения психосоматического здоровья населения должна применяться медицинская статистика в сочетании с выборочными психологическими исследованиями. Проблематику психологического здоровья личности предстоит довести до такого методического уровня, когда она могла бы применяться в массовом порядке. Соответствующие методики могут носить, например, опросный характер и потому не требовать высокой психологической квалификации от ассистентов на местах. Достаточно сложный аппарат может быть подключен лишь на стадии обработки данных.
Оценки угроз информационному обеспечению госполитики должны основываться на измерении параметров доверия к воспринимаемой информации, заинтересованности в получении ее, актуальности информации, ее полноты, понятности способа представления информации, соотнесения ее с ранее переданными официальными информационными блоками. Методы эти могут быть как прямыми, так и косвенными.
Другой необходимый путь снижения качества и количества информационных угроз заключается в психологическом изучении возможных источников и медиаторов таких угроз - изучению с целью выработки мер психологического воздействия на них. Целевыми группами являются, к примеру, компьютерные хакеры. Современное общество предпочитает расходовать значительные средства на устранение последствий их злоумышленных действий, но не на изучение особенностей их поведения для потенциального снижения вредоносности угроз, наносимых хакерами. Следует высказать допущение, что подобная постановка вопроса является перверсивной и нуждается в коррекции. Под последней понимается необходимость исследования поведения хакеров с целью психолого-педагогического воздействия, например, на их личностно-мотивационные характеристики и морально-этическую сферу.
Литература:
1. Аносов В.Д., Лепский В.Е. Войскунский А.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности. // Информационное общество, № 4-6, 1997. с. 43-47.
2. Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность организаций. // Психология и безопасность организаций. М.,1997. с. 33-39.
3. Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1998.
4. Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М. Информационно-психологическая безопасность. Препринт. М., 1996.
5. Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М., Войскунский А.Е. Информационно-психологическая безопасность. Препринт. М., 1997.
6. Халперн Д. Критическое мышление. СПб, 2000.
7. Чалдини Р. Психология влияния. СПб, 1999.
Продолжение->

Назад

Hosted by uCoz