ОКИНАВСКАЯ
ХАРТИЯ
ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются
одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать
первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования
и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро
становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают
возможность частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской
деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные
проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.
2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается
в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей.
Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать
свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать
так, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого
экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования
социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления
демократии, транспарентного и ответственного управления, прав человека, развития
культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности. Достижение
этих целей и решение возникающих проблем потребует разработки эффективных национальных
и международных стратегий.
3. Стремясь к достижению этих целей мы вновь подтверждаем нашу приверженность
принципу участия в этом процессе: все люди повсеместно, без исключения должны
иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества.
Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих
развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией
и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.
4. Мы будем осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению
соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство,
обеспечение экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству
по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают
целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию
в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе.
5. Настоящая Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном,
так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации
и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы
нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса
во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое
сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного
общества.
Использование возможностей цифровых технологий
6. Потенциальные преимущества ИТ, стимулирующие конкуренцию, способствующие
расширению производства, создающие и поддерживающие экономический рост и занятость,
имеют значительные перспективы. Наша задача заключается не только в стимулировании
и содействии переходу к информационному обществу, но также и в полной реализации
его экономических, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих
целей важно строить работу на следующих ключевых направлениях:
проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости,
эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись
бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению
социального согласия;
рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию
со стороны деловых кругов и потребителей и использование преимуществ новых информационных
технологий;
разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный
и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих
нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;
развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством
образования и пожизненного обучения и удовлетворение растущего спроса на специалистов
в области ИТ во многих секторах нашей экономики;
активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению
в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности
власти для всех граждан.
7. Частный сектор играет жизненно важную роль в разработке информационных и
коммуникационных сетей в информационном обществе. Однако задача создания предсказуемой,
транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой
для информационного общества, лежит на правительствах. Нам необходимо позаботиться
о том, чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к ИТ, соответствовали коренным
изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства
между государственным и частным сектором, а также транспарентности и технологической
нейтральности. Такие правила должны быть предсказуемыми и способствовать укреплению
делового и потребительского доверия. В целях максимизации социальной и экономической
выгоды информационного общества мы согласны со следующими основными принципами
и подходами и рекомендуем их другим:
продолжение содействия развития конкуренции и открытию рынков для информационной
технологии и телекоммуникационной продукции и услуг, включая недискриминационное
и основанное на затратах подключение к основным телекоммуникациям;
защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии имеет
важное значение для продвижения нововведений, связанных с ИТ, развития конкуренции
и широкого внедрения новых технологий; мы приветствуем совместную работу представителей
органов власти по защите интеллектуальной собственности и поручаем нашим экспертам
обсудить дальнейшие направления работы в этой сфере;
важно также вновь подтвердить обязательство правительств использовать только
лицензированное программное обеспечение;
ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок, имеют важное
значение для информационного общества и экономики; повышение их эффективности
и конкурентоспособности позволит расширить преимущества информационного общества;
таможенные и экспедиторские процедуры также важны для развития информационных
структур;
развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации,
улучшения сетей и соответствующих услуг и процедур в контексте жестких рамок
Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение работы в области электронной
торговли в ВТО и на других международных форумах и применение существующих торговых
правил ВТО к электронной торговле;
последовательные подходы к налогообложению электронной торговли, основанные
на обычных принципах, включая недискриминацию, равноправие, упрощенность и прочие
ключевые элементы, согласованные в контексте работы Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР);
продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин
до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции
ВТО;
продвижение рыночных стандартов, включая, например, технические стандарты функциональной
совместимости;
повышение доверия потребителя к электронным рынкам в соответствии с руководящими
принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных саморегулирующих инициатив,
таких как кодексы поведения, маркировка другие программы подтверждение надежности,
и изучение вариантов устранения сложностей, которые испытывают потребители в
ходе трансграничных споров, включая использование альтернативных механизмов
разрешения споров;
развитие эффективного и значимого механизма защиты частной жизни потребителя,
а также защиты частной жизни при обработке личных данных, обеспечивая при это
свободный поток информации, а также дальнейшее развитие и эффективное функционирование
электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств
обеспечения безопасности и достоверности операций.
8. Усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного
общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного
и свободного от преступности киберпространства. Мы должны обеспечить осуществление
эффективных мер - как это указано в Руководящих принципах по безопасности информационных
систем ОЭСР - в борьбе с преступностью в компьютерной сфере. Будет расширено
сотрудничество стран "Труппы восьми" в рамках Лионской группы по транснациональной
организованной преступности. Мы будем и далее содействовать установлению диалога
с представителями промышленности, развивая, таким образом, успех, достигнутый
на недавно прошедшей Парижской конференции "Труппы восьми" "Диалог
между правительством и промышленностью о безопасности и доверии в киберпространстве".
Необходимо также найти эффективные политические решения актуальных проблем,
как, например, попытки несанкционированного доступа и компьютерные вирусы. Мы
будем и далее привлекать представителей промышленности и других посредников
для защиты важных информационных инфраструктур.
Преодоление электронно-цифрового разрыва
9. Вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри государств и между
ними занял важное место в наших национальных дискуссиях. Каждый человек должен
иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям. Мы подтверждаем
нашу приверженность предпринимаемым в настоящее время усилиям по разработке
и осуществлению последовательной стратегии, направленной решение данного вопроса.
Мы также приветствуем то, что и промышленность, и гражданское общество все более
склоняются к признанию необходимости преодоления этого разрыва. Мобилизация
наших знаний и ресурсов в этой области является необходимым условием для урегулирования
данной проблемы. Мы будем и далее стремиться к эффективному сотрудничеству между
правительствами и гражданским обществом, чутко реагирующим на высокие темпы
развития технологий и рынка.
10. Ключевой составляющей нашей, стратегии должно стать непрерывное движение
в направлении всеобщего доступа для всех. Мы будем и далее:
содействовать установлению благоприятных рыночных условий необходимых для предоставления
населению услуг в области коммуникаций:
взыскивать дополнительные возможности, включая доступ через учреждения, открытые
для широкой публики:
уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности
в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;
уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующимся меньшей социальной
защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан,
и активно осуществлять меры, направленные на предоставление им более легкого
доступа;
содействовать дальнейшему развитию "удобных для пользования", "беспрепятственных"
технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, а также более широкое
использование бесплатного, общедоступного информационного наполнения и открытых
для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную
собственность.
11. Стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием
людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного
века. Мы обязуемся предоставить всем гражданам возможность освоить и получить
навыки работы с ИТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.
Мы будем и далее стремиться к осуществлению этой масштабной цели, предоставляя
школам, классам и библиотекам компьютерное оборудование, способное работать
в режиме реального времени, а также направлять туда преподавателей, имеющих
навыки работы с ИТ и мультимедийными средствами. Кроме того, мы будем осуществлять
меры по поддержке и стимулированию малых и средних предприятий, а также людей,
работающих не по найму, предоставляя им возможность подключаться к сети Интернет
и эффективно ею пользоваться. Мы также будем поощрять использование ИТ в целях
предоставления гражданам возможности пожизненного обучения с применением передовых
методик, в особенности тем категориям граждан, которые в противном случае не
имели бы доступа к образованию и профессиональной подготовке.
Содействие всеобщему участию
12. ИТ открывает перед развивающимися странами великолепные возможности. Страны,
которым удалось направить свой потенциал в нужное русло, могут надеяться на
преодоление препятствий, традиционно возникающих в процессе развития инфраструктуры,
более эффективное решение своих насущных задач в области развития, таких как
сокращение бедности, здравоохранение, улучшение санитарных условий и образование,
а также использование преимуществ быстрого роста глобальной электронной торговли.
Некоторые развивающиеся страны уже достигли значительных успехов в этих областях.
13. Тем не менее не стоит недооценивать проблему мирового масштаба, связанную
с преодолением существующих различий в области информации и знаний. Мы отдаем
должное тому вниманию, которое уделяют этой проблеме многие развивающиеся страны.
В действительности, все те развивающиеся страны, которые не успевают за все
более высокими темпами развития ИТ, оказываются лишенными возможности в полной
мере участвовать в жизни информационного общества и экономике. Этот вопрос особенно
остро стоит в тех странах, где распространению ИТ препятствует отставание в
развитии основных экономических и социальных инфраструктур, в частности энергетического
сектора; телекоммуникаций и образования.
14. Мы признаем, что при решении этой проблемы следует учитывать разнообразие
условий и потребностей, которое сложилось в развивающихся странах. Здесь не
может быть "уравнительного" решения. И это в свою очередь говорит
о той важной роли, которую должны сыграть развивающиеся страны, выдвигая собственные
инициативы о принятии последовательных национальных программ с целью осуществления
политических мер, направленных на поддержку развития ИТ и конкуренции в этой
сфере, а также создания нормативной базы, использование ИТ в интересах решения
задач в области развития и в социальной сфере, развитие людских ресурсов, имеющих
навыки работы с ИТ, а также с целью поощрения выдвигаемых на локальном уровне
инициатив и местного предпринимательства.
Дальнейшее развитие
15. Усилия по преодолению международной разобщенности в решающей степени зависят
от эффективного сотрудничества между всеми участниками. Для создания рамочных
условий для развития ИТ важную роль и в дальнейшем будут играть двустороннее
и многостороннее сотрудничество. Международные финансовые институты, включая
многосторонние банки развития (МДБ), особенно Всемирный банк, весьма пригодны
для этой цели и могут разрабатывать и осуществлять программы, которые будут
способствовать росту и борьбе с бедностью, а также расширять связи, доступ и
обучение. Международная сеть телекоммуникаций, ЮНКТАД и ЮНДП и другие соответствующие
международные фонды также могут сыграть важную роль. Центральной остается роль
частного сектора в продвижении ИТ в развивающихся странах. Он может также существенно
способствовать международным усилиям по преодолению цифрового разрыва. НПО,
обладающие уникальными возможностями донести идеи до общественности, также могут
способствовать развитию человеческих и общественных ресурсов. ИТ глобальна по
своей сути и требует глобального подхода.
16. Мы приветствуем уже предпринимаемые усилия по преодолению международного
электронно-цифрового разрыва посредством двусторонней помощи в области развития
и по линии международных организаций и частных групп. Мы также приветствуем
вклад частного сектора в лице таких организаций, как Глобальная инициатива по
ликвидации электронно-цифрового разрыва Всемирного экономического форума (ВЭФ)
и Глобальный диалог бизнеса по вопросам электронной торговли (ГДЕ), а также
Глобальный форум.
17. Как отмечается в декларации о роли информационных технологий в контексте
основанной на знаниях глобальной экономики, которая была принята Экономическим
и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) на уровне министров, существует необходимость
расширения международного диалога и сотрудничества в целях повышения эффективности
программ и проектов в области информационных технологий совместно с развивающимися
странами и сведения воедино "наилучшего опыта", а также мобилизации
ресурсов всех участников для того, чтобы способствовать ликвидации электронно-цифрового
разрыва. "Восьмерка" будет и далее содействовать укреплению партнерства
между развитыми и развивающимися странами, гражданским обществом, включая частные
фирмы и НПО, фонды и учебные заведения, а также международные организации. Мы
будем также работать над тем, чтобы развивающиеся страны в партнерстве с другими
участниками могли получать финансовое, техническое и политическое обеспечение
в целях создания благоприятного климата для использования информационных технологий.
18. Мы договорились об учреждении Группы по возможностям информационной технологии
(Группа ДОТ), чтобы объединить наши усилия в целях формирования широкого международного
подхода. Группа ДОТ будет созвана в кратчайшие сроки для изучения наилучших
возможностей подключения к работе всех участников. Эта группа высокого уровня
в режиме тесных консультаций с другими партнерами и воспринимая потребности
развивающихся стран будет:
активно содействовать диалогу с развивающимися странами, международными организациями
и другими участниками для продвижения международного сотрудничества с целью
формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения, а также улучшения
технической совместимости, расширения доступа, снижения затрат, укрепления человеческого
потенциала, а также поощрения участия в глобальных сетях электронной торговли;
поощрять собственные усилия "восьмерки" в целях сотрудничества в осуществлении
экспериментальных программ и проектов в области информационных технологий;
содействовать более тесному политическому диалогу между партнерами и работать
над тем, чтобы мировая общественность больше знала о стоящих перед ней вызовах
и имеющихся возможностях;
изучит вопрос о том, какой вклад вносит частный сектор и другие заинтересованные
группы, например, Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва;
представит доклад по итогам работы нашим личным представителям до следующей
встречи в Генуе.
19. Для выполнения этих задач группа будет изыскивать пути к принятию конкретных
мер в указанных ниже приоритетных областях:
Формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения:
- поддержка политического консультирования и укрепление местного потенциала,
с тем чтобы способствовать проведению направленной на создание конкуренции гибкой
и учитывающей социальные аспекты политики, а также нормативному обеспечению;
- содействие обмену опытом между развивающимися странами и другими партнерами;
- содействие более эффективному и широкому использованию информационных технологий
в области развития, включая такие широкие направления, как сокращение бедности,
образование, здравоохранение и культура;
- совершенствование системы управления, включая изучение новых методов комплексной
разработки политики;
- поддержка усилий МБР и других международных организаций в целях объединения
интеллектуальных и финансовых ресурсов в контексте программ сотрудничества,
таких, как программа "infoDev";
Улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат:
- мобилизация ресурсов в целях улучшения информационной и коммуникационной инфраструктуры,
уделение особого внимания "партнерскому" подходу со стороны правительств,
международных организаций, частного сектора и НПО;
- поиск путей снижения затрат для развивающихся стран в обеспечении технической
совместимости;
- поддержка программ доступа на местном уровне;
- поощрение технологических исследований и прикладных разработок в соответствии
с конкретными потребностями развивающихся стран;
- улучшение взаимодействия между сетями, службами и прикладными системами;
- поощрение производства современной информационно содержательной продукции,
включая расширение объема информации на родных языках. Укрепление человеческого
потенциала:
- уделение повышенного внимания базовом образованию, а также расширению возможностей
пожизненного обучения с упором на развитие навыков использования информационных
технологий;
- содействие подготовке специалистов в сфере информационных технологий и других
актуальных областях, а также в нормативной сфере;
- разработка инновационных подходов в целях расширения традиционной технической
помощи, включая дистанционное обучение и подготовку на местном уровне;
- создание сети государственных учреждений и институтов, включая школы, научно-исследовательские
центры и университеты.
Поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли:
- оценка и расширение возможностей использования электронной торговли посредством
консультирования при открытии бизнеса в развивающихся странах, а также путем
мобилизации ресурсов в целях содействия предпринимателям в использовании информационных
технологий для повышения эффективности их деятельности и расширения доступа
к новым рынкам;
- обеспечение соответствия возникающих "правил игры" усилиям в сфере
развития и укрепление способности развивающихся стран играть конструктивную
роль в определении этих правил.
Приложение
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Гуманитарные проблемы обеспечения
информационной безопасности Российской Федерации.
1.1. Общеметодологические проблемы информационной безопасности (философские,
политические, экономические, культурологические).
1.1.1. Определение закономерностей развития информационной сферы как системообразующего
фактора жизни современного общества.
1.1.2. Информационная безопасность как междисциплинарная отрасль научного знания,
проблемы ее взаимоотношений с другими науками.
1.1.3. Проблемы взаимоотношений основных концепций информационной безопасности
и других наук.
1.1.4. Разработка путей и способов использования информационной сферы для решения
основных социально-политических задач России на современном этапе.
1.1.5. Разработка и обоснование критериев и методик оценки состояния информационной
безопасности.
1.2. Проблемы развития правового обеспечения информационной безопасности (юридические).
1.2.1. Проблемы правового регулирования, обеспечения и защиты интересов личности
и общества в информационной сфере.
1.2.2. Проблемы правового регулирования в области информационного обеспечения
государственной политики Российской Федерации.
1.2.3. Проблемы правового обеспечения отечественной индустрии информации и современных
информационных технологий.
1.2.4. Проблемы правового обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных
систем.
1.2.5. Проблемы международно-правового регулирования в области информационной
безопасности.
1.3. Проблемы обеспечения безопасности индивидуального, группового и массового
сознания (социологические, психологические).
1.3.1. Исследование места и роли проблем информационной безопасности в социальных
процессах современного российского общества.
1.3.2. Проблемы информационно-психологической безопасности личности и общества.
2. Научно-технические проблемы обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации (физико-математические, технические).
2.1. Научно-технические проблемы развития современных информационных технологий,
отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи.
2.1.1. Проблемы развития и совершенствования инфраструктуры единого информационного
пространства Российской Федерации.
2.1.2. Фундаментальные и важнейшие прикладные исследования в сферах информатизации,
телекоммуникации и связи, обеспечения технологической независимости.
2.2. Научно-технические проблемы защиты информационных ресурсов, информационных
и телекоммуникационных систем.
2.2.1. Проблемы развития защищенных информационно-телекоммуникационных технологий
и информационного противоборства в информационно-телекоммуникационных системах.
2.2.2. Фундаментальные и важнейшие прикладные криптографические проблемы.
2.2.3. Фундаментальные и важнейшие прикладные физико-технические проблемы защищенности
технических средств обработки информации.
2.2.4. Разработка вычислительных систем высокой производительности и методов
обработки информации, ориентированных на решение криптографических задач.
2.2.5. Научно-технические проблемы защиты сведений, составляющих охраняемые
законом тайны, от технических разведок.
3. Проблемы кадрового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
3.1. Общеметодологические проблемы подготовки кадрового обеспечения информационной
безопасности.
3.1.1. Разработка и исследование механизмов государственного регулирования подготовки
кадров в области информационной безопасности.
3.1.2. Анализ и обоснование предметной области подготовки кадров в области информационной
безопасности как междисциплинарной отрасли научного знания.
3.1.3. Методологические проблемы использования современных образовательных технологий
в целях повышения эффективности распространения знаний в области обеспечения
информационной безопасности.
3.1.4. Проблема научного и учебно-методического обеспечения непрерывной подготовки
кадров в области информационной безопасности.
3.2. Проблемы организационного и нормативно-правового обеспечения подготовки
кадров в области информационной безопасности.
3.2.1. Проблемы организационного обеспечения подготовки кадров в области информационной
безопасности.
3.2.2. Проблемы нормативно-правового обеспечения подготовки кадров в области
информационной безопасности.
3.3. Проблемы технологического обеспечения подготовки кадров в области информационной
безопасности.
3.3.1. Разработка методик, специальной и учебной литературы.
3.3.2. Проблемы использования современных информационных технологий в образовательном
процессе.
ПРИОРИТЕТНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
№п/п Номер проблемы в соответствии
с ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ Формулировка проблемы
1 2 3
Гуманитарные проблемы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
1. 1.1.2.1. Исследование места и роли проблем информационной безопасности в
становлении современного информационного общества.
2. 1.1.2.2. Исследование проблем обеспечения баланса интересов личности, общества
и государства в информационной сфере.
3. 1.1.2.3. Исследование роли и места информационной безопасности в обеспечении
военной, экономической, экологической, иных видов национальной безопасности.
4. 1.1.3.1. Национальные интересы России и информационное противостояние в современном
мире.
5. 1.1.3.2. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и
информационная безопасность.
6. 1.1.3.3. Информационная безопасность и политическая этика.
7. 1.1.3.4. Информационное пространство и проблема целостности российского государства.
8. 1.1.4.1. Изучение и прогнозирование социально-психологических последствий
внедрения и широкого распространения современных информационных технологий.
9. 1.1.5.1. Разработка и научное обоснование системы мониторинга состояния информационной
безопасности Российской Федерации.
10. 1.1.5.2. Разработка информационно-динамической модели баланса между потребностью
в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения.
11. 1.2.1.1. Разработка правовых механизмов обеспечения конституционных прав
и свобод граждан в информационной сфере.
12. 1.2.2.1. Исследование места и роли СМИ в решении задач информационного обеспечения
государственной политики Российской Федерации.
13. 1.2.3.1. Развитие нормативной базы, направленное на сохранение российской
интеллектуальной собственности в области современных информационных технологий.
14. 1.2.3.2. Совершенствование правового обеспечения, регламентирующего создание
и использование банков данных, а также иных информационных ресурсов, имеющих
федеральное значение.
15. 1.2.3.3. Разработка проблем и рекомендаций правового регулирования в области
технологической независимости.
16. 1.2.3.4 Разработка проблем правового регулирования в вопросах использования
технологий двойного применения.
17. 1.2.3.5. Разработка моделей и механизмов страхования информационных рисков.
18. 1.2.4.1. Разработка правовых механизмов регулирования в сфере производства
и эксплуатации криптографических продуктов.
19. 1.2.5.1. Разработка международно-правовых механизмов сдерживания информационного
противоборства.
20. 1.3.1.1 Разработка моделей и правовых механизмов взаимодействия Центра и
субъектов Российской Федерации в информационной сфере.
21. 1.3.1.2. Разработка моделей и правовых механизмов взаимодействия органов
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационной
сфере.
22. 1.3.2.1. Разработка и научное обоснование путей обеспечения информационно-психологической
безопасности личности и общества.
Научно-технические проблемы обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации (физико-математические, технические).
23. 2.1.1.1. Разработка концептуальной взаимоувязанной структуры информационного
пространства и состава информационных ресурсов.
24. 2.1.1.2. Проблемы создания и развития информационной составляющей информационно-телекоммуникационной
системы специального назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС).
25. 2.1.2.1. Поиск путей решения проблемы создания единой системы технических
стандартов информационного обмена (протоколов, форматов данных, спецификаций
интерфейсов).
26. 2.1.2.2. Исследование подходов к созданию отечественной системы промышленных
стандартов проектирования и разработки информационных систем и систем телекоммуникаций.
27. 2.1.2.3. Исследования, направленные на создание комплекса отечественных
инструментальных средств проектирования информационных систем.
28. 2.1.2.4. Проблемы совершенствования отечественного программного обеспечения.
29. 2.1.2.5. Разработка и исследование систем контроля и сертификации средств
с импортной технологией и производством.
30. 2.2.1.1. Исследование проблем создания и развития защищенных информационно-телекоммуникационных
систем, в том числе разработка методов выбора архитектуры и расчета параметров
этих систем, математических моделей и технологий управления, системного и прикладного
программного обеспечения с интеграцией функций защиты, средств взаимодействия,
устройств передачи и распределения информации.
31. 2.2.1.2. Разработка моделей угроз безопасности систем и способов их реализации,
определение критериев уязвимости и устойчивости систем к деструктивным воздействиям,
разработка методов и средств мониторинга для выявления фактов применения несанкционированных
информационных воздействий.
32. 2.2.1.3. Разработка методов и средств проведения экспертизы и контроля качества
защиты информации и информационных ресурсов, в том числе вопросов оценки базовых
общесистемных программных средств на соответствие требованиям информационной
безопасности.
33. 2.2.1.4. Разработка методов и средств обеспечения информационной безопасности
информационных и телекоммуникационных систем, в том числе автоматизированных
систем управления безопасностью, методов и средств распределения ключей и защиты
информации и информационных ресурсов от несанкционированного доступа и разрушающего
информационного воздействия, антивирусных технологий, решение проблемы гарантированного
уничтожения остаточной информации на магнитных носителях, исследование и развитие
методов построения защищенных систем, использующих ненадежные (с точки зрения
информационной безопасности) элементы, включая проблему их тестирования.
34. 2.2.1.5. Исследование проблем безопасности общероссийской информационной
инфраструктуры в условиях ее вхождения в глобальные инфраструктуры.
35. 2.2.1.6. Исследование проблем обеспечения информационной безопасности ИТКС,
в том числе разработка нормативно-технической документации по безопасности,
автоматизированных систем управления безопасностью, унифицированного ряда средств
криптографической защиты с учетом используемых в ИТКС технологий обработки информации.
36. 2.2.1.7. Исследование проблем информационной безопасности корпоративных
сетей, в том числе сетей науки и образования (в рамках комплексной программы
Минпромнауки России "Научное, научно-методическое, материально-техническое
и информационное обеспечение системы образования").
37. 2.2.2.1. Разработка фундаментальных проблем теоретической криптографии и
смежных с ней областей математики.
38. 2.2.2.2. Разработка криптографических проблем создания перспективных отечественных
шифрсистем (в частности, высокоскоростных).
39. 2.2.2.3. Разработка и обоснование новых методов криптографического анализа
современных шифрсистем.
40. 2.2.2.4. Разработка перспективных криптографических протоколов взаимодействия
абонентов в сложных иерархических глобальных сетях и распределенных информационно-аналитических
системах.
41. 2.2.2.5. Исследование существующих и разработка новых систем с открытым
ключом, соответствующих этим системам схем аутентификации и электронной цифровой
подписи.
42. 2.2.2.6. Совершенствование нормативно-методической базы по вопросам защиты
информации с применением криптографических средств.
43. 2.2.2.7. Анализ основных направлений и тенденций развития отечественных
и зарубежных средств криптографической защиты информации.
44. 2.2.3.1. Анализ возможности использования достижений физики и техники для
получения доступа к информации, обрабатываемой на современных технических средствах,
в том числе исследование физических основ утечки информации от технических средств
по побочным каналам, разработку проблем аналитической обработки побочных сигналов.
45. 2.2.3.2. Исследование алгоритмических и технологических особенностей новейших
зарубежных и отечественных технических средств обработки информации.
46. 2.2.3.3. Исследование проблем и методов информационного доступа к каналам
связи.
47. 2.2.3.4. Разработка методологии оценивания защищенности, комплексных методов
и средств защиты технических средств обработки информации от физико-технических
методов несанкционированного доступа, совершенствование соответствующей нормативной
базы.
48. 2.2.3.5. Разработка проблем создания технических средств обработки информации,
защищенных от физико-технических методов информационного доступа.
49. 2.2.3.6. Сравнительный анализ тенденций развития физико-технических проблем
защиты информации в стране и за рубежом.
50. 2.2.4.1. Исследование архитектурных вариантов построения вычислительных
систем высокой производительности, алгоритмического и программного обеспечения
с учетом особенностей криптографических задач.
51. 2.2.4.2. Исследование проблем построения автоматизированных систем обработки
криптографической информации в неоднородной вычислительной среде.
52. 2.2.4.3. Исследование проблем управления распределенными вычислительными
процессами.
53. 2.2.5.1. Разработка и научное обоснование моделей угроз защиты от технических
разведок.
54. 2.2.5.2. Разработка методов и средств противодействия техническим разведкам
с учетом эффективности их функционирования.
55. 2.2.5.3. Разработка методов и средств контроля состояния и достаточности
принимаемых мер по противодействию техническим разведкам на объектах защиты.
56. 2.2.5.4. Разработка современной методологии обеспечения противодействия
техническим разведкам на объектах защиты с использованием интеллектуальных возможностей.
57. 2.2.5.5. Разработка, теоретическое и экспериментальное исследование современных
методов стеганографии, других средств тайнописи и защиты от подделки.
Проблемы кадрового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
58. 3.2.1.1. Обоснование облика, структуры и путей реализации единой системы
подготовки кадров в области современных информационных технологий и информационной
безопасности.
59. 3.2.1.2. Обоснование структуры и функций Учебно-методического комплекса
по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области информационной
безопасности.
60. 3.2.2.1. Разработка государственных образовательных стандартов по новым
специальностям высшего профессионального образования.
61. 3.2.2.2. Создание нормативно-правовой базы особого порядка лицензирования
образовательной деятельности в области информационной безопасности.
62. 3.2.2.3. Проблемы нормативно-правового обеспечения подготовки специалистов
по вопросам информационной безопасности и смежных областях.
63. 3.2.2.4. Развитие нормативной базы, направленной на сохранение интеллектуального
потенциала государственных вузов Российской Федерации, осуществляющих подготовку
специалистов в области современных информационных технологий и информационной
безопасности.
64. 3.3.1.1. Разработка методик, специальной и учебной литературы по специальностям
в области информационной безопасности, включая разработку учебных пособий для
подготовки специалистов в области криптографии.
65. 3.3.1.2. Разработка методик, специальной и учебной литературы по изучению
общих вопросов информационной безопасности в специальностях, не отнесенных к
группе "Информационная безопасность".
66. 3.3.1.3. Разработка базового мультимедийного учебно-методического комплекса
по подготовке специалистов в области информационной безопасности и информационного
противоборства.
67. 3.3.1.4. Разработка методик, специальной и учебной литературы для курсов
переподготовки и повышения квалификации кадров в области информационной безопасности.
68. 3.3.2.1. Программные и аппаратные средства реализации современных информационных
технологий в образовательном процессе.
69. 3.3.2.2. Проблема использования в образовательном процессе деловых и специальных
исследовательских игр по информационной безопасности.